Следствие по делу „подозреваемой" мысли

После того как вы выявили особенно травмирующую вас мысль, представьте ее перед "судом". Вы сыграете по отношению к ней роли прокурора (обвинителя) и адвоката (защитника). Для этого потребуется найти аргументы для обеих сторон. Человеку, переживающему состояние депрессии, нетрудно найти аргументы для оправдания травмирующих суждений, а вот с поиском опровержений могут возникнуть трудности. Однако мы уверены, что у вас получится!

Для облегчения работы просмотрите приведенный список вопросов, названный нами "Сбор данных".

Противоречит ли что-либо в моем опыте моим теперешним мыслям?

S Случалось ли у меня в прошлом, что подобные опасения не сбылись?

■S На самом ли деле все так ужасно, как мне представляется?

■S Возможно ли, что эта мысль нелогична и искажена? (Вернитесь к главе 5, чтобы вспомнить наиболее распространенные "кривые зеркала" мышления.)

■S Не игнорирую ли я какие-либо доводы "против" этой мысли?

■S Отражает ли эта мысль действительность?

Далее проделайте упражнение "Разоблачение мыслей на суде". Вашей задачей будет тщательно продумать и записать доводы "за" и "против" проблемной мысли. Разделите страницу на две колонки: "Защита" (доказательства в поддержку вашей мысли) и "Обвинение" (опровержения этой же мысли).

Теперь давайте возвратимся к Роману, чтобы рассмотреть это упражнение в действии. Как мы помним, Роман выявил свою самую травмирующую мысль (о том, что он — тупица). Психотерапевт предложил предать это убеждение справедливому суду, а Роману сыграть две роли — защитника и обвинителя.

Внимательно выполнив это упражнение (сыграв роли и защитника, и обвинителя), Роман вернул бланк доктору. Представляем вам результат его работы.

Вы видите, что первая попытка Романа увенчалась победой "защиты", хотя он искренне старался найти благовидные предлоги для опровержения негативного суждения. Однако работа продолжилась, и мы приводим фрагмент диалога между Романом и психотерапевтом.

Психотерапевт. Итак, Роман, ты не сдал этот экзамен и решил, что ты — тупица и никогда не окончишь колледж, не так ли?

Роман. Точно... А какой еще, по-вашему, я мог сделать вывод?

Психотерапевт. Давай подумаем. Ты можешь привести хоть одно доказательство собственной сообразительности? Хотя бы одно.

Роман. Ну. Думаю, да. В школе я был одним из лучших по математике и физике. Но, возможно, это просто была очень слабая школа.

Психотерапевт. Ладно, не будем сейчас обсуждать твою школу. Ты можешь привести другое доказательство в пользу твоего ума?

Роман. Ну, сейчас я хорошо успеваю по математике. Но это не в счет, потому что она всегда давалась мне легко!

Психотерапевт. Подожди-ка, объясни мне! Если ты хорошо знаешь предмет, это не считается?! Похоже, ты используешь кривое зеркало "Обесценивание позитивного". Как ты можешь хорошо знать предмет, кроме как не выучив его! И смог бы ты достичь успеха, если бы на самом деле был глуп?

Роман. Может быть, вы и правы — я действительно не принимаю в расчет мои успехи. Но ведь английский-то я провалил!

Психотерапевт. Как давно ты изучаешь язык?

Роман. Два года. В школе я изучал немецкий, но в последний год занимался с преподавателем и английским языком.

Психотерапевт. Ты допускаешь, что английский язык может даваться тебе хуже, чем большинству твоих товарищей, которые изучали его в школе?

Роман. Да, конечно, но кроме английского, за что бы я ни брался, у меня все отлично получалось.

Психотерапевт. А когда у тебя получалось отлично, означает ли это, что ты просто удачлив или на самом деле — умен?

Роман (со смущенной улыбкой). Потому что я умен.

Психотерапевт. Кстати, сколько еще человек не сдали этот экзамен?

Роман. Двое, кроме меня.

Психотерапевт. Они учили английский в школе? Роман. Да.

Психотерапевт. Не думаешь ли ты, что судишь себя слишком строго, если не сказать больше?

Роман. Да, похоже, что так. Я не замечал, что действительно концентрируюсь на негативной информации и игнорирую позитивную. Теперь я уверен, что еще немного подготовки — и я обязательно сдам этот экзамен. Может быть, стоит взять репетитора?

Сам Роман потом признался, что терапевт хорошо встряхнул его этим разговором. По собственной инициативе Роман дополнил список опровержений негативной установки о его непроходимой тупости.

S Три остальных экзамена я сдал успешно. Большинству моих товарищей они дались с трудом.

■S Обычно я достигал успеха в том, за что брался.

■S Поскольку я всегда был успешен, то особенно остро ощутил неудачу.

■S Как я мог ожидать немедленного успеха в английском, если начал изучать его только в колледже? Конечно, мне придется усиленно поработать над ним.

■S Отец всегда критикует меня, этот случай не является из ряда вон выходящим. Его критика не мешает мне добиваться успеха.

■S Подозреваю, что даже очень успешные люди испытывают поражения. Нельзя так зацикливаться на единственной неудаче, надо видеть общую картину.

Если вам поначалу с трудом дается опровержение собственных негативных мыслей, используйте наши подсказки.

■S Дайте себе время. Возвращайтесь к выполнению упражнения время от времени. Обратите внимание не на скорость, а на качество проделанной работы.

■S Используйте список вопросов "Сбор данных", приведенный выше в этой главе.

■S Возможно, вам необходима помощь профессионала, опытного психолога или психотерапевта.

А Роман теперь готов огласить решение "суда". Он признал собственную мысль: "Я — тупица и никогда не стану кем-то стоящим" — ложной и полностью виновной в его депрессивном состоянии. Сейчас Роман ясно видит, что именно это убеждение было причиной испытываемых им чувств стыда и отчаяния, причем без малейшего на то основания.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.