Саморазрушительные суждения

Нередко депрессированное сознание приобретает плохую привычку вырабатывать грубые, критические суждения, взгляды обо всех повседневных событиях и явлениях, усугубляя таким способом депрессию любым неприятным эпизодом. За многие годы практики мы не встречали клиента с глубокой депрессией, который бы не имел негативных суждений о себе самом. Таким образом, чувство вины — неизменный спутник глубоких депрессивных расстройств. Помимо этого, даже здоровые и благополучные люди часто судят о себе более строго, чем это требуется.

Саморазрушительные суждения — это тип мыслительных искажений, возникающих, когда человек использует:

■S мышление в стиле "должен был бы";

■S неправильное сравнение себя с другими;

■S навешивание на себя ярлыков.

Люди применяют эти тактики автоматически, не утруждая себя внимательным анализом происходящих событий. Сейчас мы подробно опишем каждую из этих губительных стратегий.

Мышление в стиле "должен был бы"

Удивительно, как часто люди используют эти слова, чтобы травмировать себя за мельчайшую ошибку. Наверняка, вы ежедневно слышите подобные фразы.

■S Я должна бъша бы разобраться...

■S Я должен был бы сделать это аккуратнее...

■S Я не должен был и думать об этом...

■S Я не должна быыа есть тот пирожок...

Вы не согласны, что эти слова используются так уж часто? Тогда просто начните слушать людей. Отмечайте каждое должен был бы, и вы увидите, что некоторые используют данную фразу так часто, будто получают за это денежную награду.

Что плохого в "должен был бы"? Только то, что эти слова используются для самоосуждения. Иногда люди полагают, что используя данную фразу, они мотивируют себя к тому, чтобы в будущем избегать ошибок. Однако мотивация, основанная на чувстве вины, не эффективна. Представьте двух преподавателей: А (строгого, но не скупого на похвалу в случае успеха) и Б (использующего большей частью чувство вины для создания учебной мотивации). Преподаватель А относится к детям с вниманием и теплотой, но строго пресекает попытки учеников выйти из-под контроля. Преподаватель Б постоянно обвиняет детей в лени и даже оскорбляет их, называя тупицами, когда они плохо справляются с заданием.

Учеником какого учителя вам хотелось бы быть? Какой из них способен лучше мотивировать детей к успешной работе? Психологи единогласны: в целом сердечное обхождение с достаточно жесткими границами (когда они необходимы) более эффективно, чем обращенное к чувству вины. Какой подход вы выбираете для себя?

Начните ежедневно отмечать ваши утверждения "должен был бы". Подумайте, как заменить их на более мягкие, нейтральные выражения: "Лучше я...",

"Я хочу...", "Лучше будет, если я...", "Я предпочитаю." Вот примеры.

Утверждение "должен был бы". Я должен был бы получше подготовиться к экзамену.

Альтернативное утверждение. Мне стоило получше подготовиться к экзамену.

Утверждение "должен был бы". Я не должен был есть тот пирожок.

Альтернативное утверждение. Лучше бы я не ел тот пирожок.

Спросите себя, кому вы должны? Разве правила, установленные вами для себя же с помощью утверждений "должен был бы", высечены где-то на граните? Если нет, вы можете установить новые правила! И наконец, честно ответьте на вопрос: помогает ли вам использование стратегии "должен был бы" или лишь заставляет чувствовать себя плохо. Имейте в виду, что, как мы выяснили ранее в этом разделе, чувство вины и стыд не способствуют успешности в будущем, особенно если используются постоянно. Кстати, проницательные читатели могли уличить нас, авторов книги, в применении периодически утверждения "должны были бы". Хотя мы старались поменьше использовать эти слова, они настолько прочно укоренились в психике каждого человека, что иногда даже у нас срываются с губ! Конечно, мы знаем, что не должны были бы, но ведь мы люди, как и все остальные!



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.