Влияние на взгляды людей. И еще раз об изменении взглядов. Продолжение.

4. Опосредованность изменений. Лидеры политики, бизнеса и об­разования вызывают изменения с помощью посланий, которые они передают непосредственно своей аудитории. Люди творчества и науки вызывают изменения опосредованно, с помощью сим­волической продукции — произведений искусства, изобретений, научных теорий. В целом опосредствованные изменения во взглядах происходят дольше, но их воздействие может оказаться прочнее. Как правило, мы помним людей искусства ушедших цивилизаций намного лучше, чем их политических лидеров.
5. Рычаги и переломные моменты изменений. Как правило, изменения во взглядах происходят посредством принуждения, мотивации, убеждения или их комбинации. В этой книге я обращал внимание на намеренные и явные попытки изменения взглядов людей. Кроме того, я затрагивал классические формы убеждения: беседу, обучение, психотерапию, а также создание и распространение новых идей и продукции. Но нужно признать, что в будущем эти низкотехнологичные агенты будут вытеснены другими формами взаимодействия: некоторые будут биологическими, при которых будет происходить трансформация генов или тканей мозга; другие окажутся связанными с компьютерами и повлекут за собой использование нового программного и аппаратного обеспечения; а третьи будут представлять собой чрезвычайно сложный конгломерат биологической и компьютерной сфер. Наверное, самое сложное — это определить, когда на самом деле удалось передать желаемое содержание и закрепилось ли оно в действительности. К сожалению, для этого нет специальных формул, каждый случай изменения взглядов уникален. Важно помнить, что чаще всего такие изменения происходят постепенно и продолжаются долгое время; осознание изменившихся взглядов часто бывает стремительным, а иногда происходит до того, как человек увидит результат; люди склонны возвращаться к прежнему типу мышления, но если изменившиеся взгляды действительно закрепились, они будут удерживаться так же прочно, как и прежние. У каждого случая изменений во взглядах есть свои уникальные черты. Но в целом такой сдвиг в сознании возможен при применении семи рычагов изменения взглядов, когда умозаключения (часто вкупе с исследованиями), усиленные различными видами репрезентаций, события в реальном мире, резонанс и ресурсы — все это движется в одном направлении, а противодействие можно быстро выявить и нейтрализовать. И наоборот, изменения во взглядах вряд ли произойдут или закрепятся, если противодействие сильно, а большинство других рычагов не задействованы.
6. Этический аспект. По словам Никколо Макиавелли, навыки, задействованные для перемен, не должны иметь ничего общего с моралью. И действительно, большинство случаев, описанных в нашей книге, можно направить в аморальное русло. Из-за сложности нашего мира возникает соблазн развести руками и сказать, что практически не осталось шансов осуществить положительные и намеренные изменения во взглядах. Возможно, это и так. Но если человек не хочет быть законченным фаталистом, необходимо и дальше верить в то, что воля свободна и все в руках человека. Разум человека — это его творение, а любое человеческое создание можно изменить. Мы не должны пассивно размышлять о своем биологическом наследии или культурных и исторических традициях. Мы можем изменить свои взгляды и взгляды окружающих. Когнитивистика предоставляет нам специальный подход и необходимые инструменты. И только от нас зависит, как мы ими воспользуемся, направим эти силы на добро или используем во зло.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.