Влияние на взгляды людей. И еще раз об изменении взглядов.

Надеюсь, что любопытство, заставившее вас взяться за эту книгу, на­конец-то удовлетворено. И поскольку разговор приближается к концу, хотелось бы еще раз взглянуть на основные положения. Я призываю вас освежить в памяти эти принципы, не только вспоминая приведенные мною примеры, но и подбирая ситуации из вашей собственной жизни. При этом вы можете задуматься над тем, изменило ли ваши взгляды то, что вы прочли.
В своей основе изменения во взглядах затрагивают ментальные репрезентации. У каждого человека с самого начала жизни развивается множество ментальных репрезентаций. Многие из них полезны, некоторые очаровательны, а другие вредны или в корне ошибочны. У ментальных репрезентаций есть содержание, которое представлено в виде идей, понятий, навыков, историй и полномасштабных теорий (объяснения мира). Это содержание можно выразить в словах, как это выглядит в книге, традиционном средстве передачи информации. Но практически любое содержание можно передать в самых разных формах, средствах, символических системах: эти системы могут выражаться явно, как знаки на странице, или быть представлены в виде "языка разума" или "интеллекта".
У изменений во взглядах есть и свой парадокс. Они происходят пос­тоянно, особенно у молодежи, и до самой смерти остановить этот процесс невозможно. Однако некоторые идеи появляются в самом начале жизни и прочно сопротивляются всяким переменам. Секрет "психохирургии" (т.е. изменения взглядов) в том, чтобы принять перемены, которые все равно произойдут, признать, что некоторые трансформации невозможны, и направить усилия на те перемены, которые важны в жизни, не произойдут сами собой, но которые можно осуществить, затратив определенные усилия.
Воспользовавшись таким представлением об изменениях во взглядах в качестве основы, я вывел ряд важнейших аспектов. Ими можно воспользоваться как подсказкой, выбирая кандидатов для осуществления таких изменений.
1. Имеющееся и желаемое содержание. Начинать нужно с того, чтобы определить, каково имеющееся содержание — будь то идея, понятие, история, теория, навык — и что собой представляет желаемое содержание. Как только оно будет выявлено, можно установить различные противодействующие контрсодержания. Чем точнее удастся их установить, тем проще будет выработать стратегию, подходящую для изменения взглядов в каждом конкретном случае. Как содержание, так и контрсодержание можно представить в разных форматах.
2. Размер аудитории. Сложность изменения взглядов во многом зависит от того, с аудиторией какого размера приходится работать. На большую аудиторию влияют в основном мощные истории, изложенные людьми, которые воплощают их в собственной жизни. Ограниченная аудитория попадет под влияние более ин­дивидуального подхода. Особый интерес представляют изменения, которые происходят во взглядах самого субъекта, для чего зачастую необходим самый интимный из всех разговоров — с самим собой.
3. Тип аудитории. Работая с большой и гетерогенной аудиторией, приходится иметь дело с "необразованным" разумом. Здесь нельзя воспользоваться своими профессиональными навыками. Лучше всего работают простые истории. С другой стороны, общаясь с людьми, имеющими общий запас знаний и компетенции, вы работаете с образованным и относительно гомогенным разумом. Истории или теории, рассказанные для такой аудитории, должны быть сложнее, а контраргументы можно и нужно адресовать собеседнику лично.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.