Влияние на взгляды людей. Составляющая добра. Продолжение.

Во-первых, важно определить и подтвердить миссию своей профессии. Зачем вы занимаетесь ею, каков ваш вклад в общество, как вы лично относитесь к этой области? Например, я педагог и убежден, что миссия преподавания имеет три составляющих: 1) познакомить учеников с лучшими теориями прошлого; 2) подготовить их разум к неопределенному будущему, когда знания будут получаться или изменяться таким образом, который сегодня даже трудно предугадать; 3) показать модели отношения к окружающим людям и орудиям своей деятельности. Мне мало просто запомнить высказывания о призвании или миссии, сформулированные кем-то другим. Я должен время от времени пересматривать их, соотносить со своими ощущениями, при необходимости менять и критически оценивать, удается ли мне соответствовать принципам данной миссии.
Затем необходимо искать и изучать модели. Некоторыми из них можно восхищаться — например, людьми, которых уважаешь или на которых ориентируешься в своей работе. Учиться можно и на отрицательных моделях — их можно назвать антипримерами. Такие люди выступают так своеобразные предупреждающие знаки — что бы я ни делал, я не хочу быть похожим на N!
Наконец, существует тест зеркала. Каждый работник должен регулярно смотреть в зеркало и задавать себе вопросы: "Можно ли меня назвать Хорошим работником? Горжусь ли я своей работой? Если нет, то что можно сделать, чтобы стать Хорошим работником?" Конечно, зеркало бесполезно, если человек сам себя обманывает, вот почему стоит проверять свое самовосприятие (я это называю внутрилич-ностным интеллектом) в свете оценок, даваемых людьми, мнению которых вы доверяете. Личный тест зеркала можно дополнить более общим: "Горжусь ли я тем, как мои коллеги выполняют свою работу? Присутствует ли в моем деле Хорошая работа?" Если между результатами личного и общего тестов зеркала оказывается значительный разрыв, это сигнал о том, что что-то не в порядке. Чтобы помочь исправить положение дел в какой-то профессии, мы вывели специальную роль "поверенного": самостоятельный выбор такого наставника, который помог бы добиться качественной работы в своей отрасли. Драматург Жан-Батист Мольер тонко заметил: "Мы отвечаем не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем".
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на связи между Хорошей работой и изменениями во взглядах. В современном мире многие думают, что работа — это арена для профессионального совершенствования. А некоторые убеждены, что в работе не остается места для морали, хотя, несомненно, вы можете облагодетельствовать человека лично, в выходной день или в своем завещании, прежде чем отправиться на небеса. Понятие Хорошей работы в корне противоречит такому представлению о жизни. Мы с коллегами считаем, что обществу нужны Хорошие работники, особенно в то время, когда все стремительно меняется, на наше ощущение времени и пространства значительно влияют современные технологии, а рыночные отношения оказывают не менее сильное воздействие, причем не существует практически никаких сил, которые могли бы им противостоять. Таким образом, чтобы добиться Хорошей работы, необходимо провести два этапа изменения взглядов. Во-первых, требуется поверить, что Хорошая работа важна в жизни, это слишком серьезная вещь, чтобы оставлять ее на милость случая или других людей. Донесение этой мысли до широкой общественности — это работа для лидеров непосредственного влияния, например президентов, генеральных директоров, и для энергичных лидеров опосредованного влияния, таких как мои ученые коллеги и я сам. Во-вторых, для этого нужно приобретать опыт, который будет способствовать стремлению к Хорошей работе. Три приведенных выше критерия — принятая в детстве система этических норм, поддержка коллег и менторов при обучении и на первом рабочем месте, а также периодические встряски — это попытка привлечь внимание к важности Хорошей работы. А три практические рекомендации — миссия, модели и тест зеркала — это удобный способ оценить качество своей работы.
Если существует такое явление, как Хорошая работа, то, к сожалению, распространена и некачественная. Ежедневно из газет или телепередач поступают сообщения о людях, позорящих свою профессию: о журналистах, искажающих или даже выдумывающих факты; ученых, отмахивающихся от неудобных данных, чтобы успеть первыми опубликовать свои статьи; врачах, обслуживающих только тех, кто в состоянии заплатить большие деньги; и т.д. В подобных случаях есть надежда изменить взгляды таких Плохих работников (и их навыки!) и повлиять на тех, кто был свидетелем их деятельности и мог поддаться соблазну последовать дурному примеру.
Не стоит думать, что изменения во взглядах всегда желательны. Иногда такие попытки не будут во благо, потому что не всегда "плохо" держаться за свои старые позиции. Как бы там ни было, люди, способные и имеющие возможность изменять взгляды других, должны спросить себя, стоит ли это делать. И поскольку не существует специальных формул, то три параметра, которые я предложил, — миссия, модели и тест зеркала — помогут определить, в каком случае изменения во взглядах окажутся Хорошей работой, а в каком мы рискуем добиться противоположного результата.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.