Влияние на взгляды людей. Эпилог: изменение взглядов в будущем. Продолжение.

Результат такого стратегического вмешательства в наш мозг — или нашу "человеческую составляющую" — это, конечно же, проявление "изменчивого разума" в самом буквальном смысле. Если мозг воспринимать как "черный ящик", то вмешательство обязательно пройдет исключительно на уровне поведения: оно может быть успешным или проигрышным, но большая часть так и останется загадкой. Но как только мы лучше поймем, что же на самом деле происходит в мозге, то сможем решать проблему напрямую. Можно будет выделить структуры, оказавшиеся в опасности, можно попытаться заблокировать их или пойти обходными путями. А проследить за тем, что происходит в мозге, можно будет исходя из того, как изменяется качество чтения. Связь между изменениями в мозге и в разуме становится вопросом знания, а не догадок, молитвы, удачи или художественных предпочтений. Улучшение способности к чтению — это вмешательство, затрагивающее важный навык. Если это умение улучшится в значительной степени, человек получит доступ и сможет овладеть понятиями, историями и теориями своей культуры. Думаю, пока слишком рано говорить о вмешательстве, которое напрямую будет воздействовать на нейронные репрезентации понятий или теорий. Первые успешные попытки изменить содержание разума посредством неврологического вмешательства, скорее всего, затронут понятия, особенно те из них, которые представляют трудности для определенной группы людей. Например, подобное вмешательство может помочь детям, страдающим аутизмом, постигать понятия, связанные со взаимоотношениями между людьми в обществе.
Размышляя подобным образом, мы переносимся из настоящего в будущее. Я предполагаю, что можно выделить три различных подхода к изменению взглядов, которые непосредственно влияют на человеческую составляющую нашего существа. Первый — через поведенческое обучение, которое воздействует на мозг и которое можно наблюдать напрямую через ментальные репрезентации , Второй подход — непосредственное вмешательство в нервную систему. Возможно, в будущем перемены в мозге можно будет вызывать намеренно — либо через нервные трансплантаты, либо с помощью лекарств или гормональной терапии, что обусловит определенные изменения в нейронных соединениях. Предположим, мы установили, что отдельная группа людей с дислексией сталкивается с трудностями при формировании нервных связей в той корковой зоне мозга, которая соединяет слуховые и зрительные сигналы. Эту часть мозга можно усилить. Третий подход — через генную манипуляцию. Возможно, мы обнаружим, что у детей с дислексией наблюдается мутация генов, расположенных в хромосомах 1, 2, 6 и/или 151. Вместо косвенных методов поведенческой или нервной манипуляции можно попытаться исправить поврежденные гены — либо вылечив, либо заменив их.
Меня несколько смущают предположения о непосредственных экс­периментах на мозге или на генах с целью исправления когнитивных дефектов. И все же я не сомневаюсь, что такие нервные усовершенст­вования, как их теперь называют, будут проводиться2. Более того, если они окажутся успешными и не будут иметь заметных побочных эффектов, большинство людей — возможно, в том числе и я — признают их. Конечно, существует большая опасность. Если завтра мы примем такое вмешательство для лечения расстройства развития способности к чтению, то не попытаемся ли мы тем же способом повысить свой IQ или межличностный интеллект? И, возвращаясь к теме книги, не захотим ли мы осуществить такие программы, как контроль над мыслями или изменение взглядов, учитывая наши все улучшающиеся познания в сфере работы мозга и разума? Невролог Марта Фарах напоминает, как быстро совершенствуется наш инструментарий: "Двадцать лет назад казалось невероятным, что специалисты будут измерять показатели мозга, которые касаются правды и лжи, действительных или ложных воспоминаний, склонности преступать закон, особенностей нравственных суждений, готовности к сотрудничеству и даже специфического содержания сознания (визуализация, например, именно строений, а не человеческих лиц). Что же нас ожидает еще через двадцать или пятьдесят лет?"
Если одна группа ученых, занимающихся человеческим разумом, подходит к пониманию с помощью изучения мозга и генов, то другая предпочитает работать с информационными системами и искусственным интеллектом — я называю это "кибернетической составляющей".



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.