Влияние на взгляды людей. Эпилог: изменение взглядов в будущем.

ИЗ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ только мы, люди, сознательно спе­циализируемся на изменении взглядов как окружающих людей, так и наших собственных. Мы даже разработали специальные технологии, позволяющие нам расширить спектр этого явления: эффективные технические приспособления, такие как приспособления для письма, телевидение и компьютеры; а также не менее эффективные гуманитарные "приспособления", например образовательные стратегии, учебные планы и тесты, с которыми у нас ассоциируется школа. В последующие десятилетия изменение взглядов будет продолжаться и, скорее всего, усиливаться. Я убежден, что новые формы изменения взглядов возникнут в трех областях, которые я называю соответственно человеческой составляющей, кибернетической составляющей и составляющей добра.
человеческая составляющая
В этот мир мы приходим с множеством рефлексов и склонностей, но знания, которые постепенно приобретаем, основываются на нашем личном опыте. Каждый человек должен с нуля развить собственное понимание мира. Если бы у всех встреченных нами людей был всего один глаз, мы бы воспринимали мир как циклопы; если бы единственный язык, который мы слышим, был эсперанто, мы бы свободно им владели; если бы все поверхности были шершавыми (или гладкими, или напоминающими шахматную доску), именно такую структуру мы научились бы ощущать. И поскольку все недавно приобретенные знания хранятся в мозге, то корковые и подкорковые зоны, служащие для их восприятия, служат нашими окнами в мир.
Иногда, конечно, в развитии мозга возникают внезапные проблемы. Например, небольшой процент людей — скажем, 5-10% — испытывают трудности при обучении чтению. Можно предположить, что у этих людей имеет место некий недостаток — например, в обработке достаточно быстрой речи (когда они, скажем, не различают быстро произнесенные слова бить и пить) или в связывании отдельных звуков (бух) с теми или иными буквами (б, а не п или ф). Пятьдесят лет назад таких людей сочли бы глупыми, а сто лет назад их могли бы исключить из школы. Но сегодня мы понимаем, что проблема дислексии — это зачастую особое (а не общее) расстройство, возникающее в результате сложностей при создании определенных нервных соединений, которые (к счастью) у большинства из нас формируются без проблем.
Столкнувшись с такой ситуацией, какие могут быть варианты? До недавних пор обучение людей с расстройством развития способности к чтению было настоящим искусством. Некоторые учителя обладают даром понимать проблемы отдельных детей и подбирать для них подходящие восстанавливающие упражнения. Но с появлением технологий, позволяющих представить работу нейронов, лечение дислексии превратилось в науку — это расстройство можно выявить в самом раннем возрасте, тем самым выделяя детей, "рискующих" столкнуться с проблемами при обучении чтению. Отдельные модели нервной аномалии должны показывать, какое вмешательство и в каком возрасте будет возможно. И как только такое вмешательство произведено, те же технологии позволяют установить эффект этих действий и то, удалось ли с их помощью восстановить недостающие навыки чтения.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.