Влияние на взгляды людей. Открытие разума.

Сто лет назад, на заре научной психологии, исследователи во мно­гом полагались на исследования самих себя (метод самонаблюдения, или интроспекции) и без колебаний высказывали свое мнение по поводу идей, мыслей, образов, состояний сознания и даже самого Разума. К сожалению, человек далеко не всегда правильно восприни­мает собственное мышление, и интроспективное изучение различ­ных переживаний не обязательно соответствовало строгим научным стандартам. Пытаясь противопоставить что-либо подобным отчетам в духе Николсона Бейкера, в которых слишком большую роль играло индивидуальное восприятие, новое поколение психологов решило избавить свою отрасль науки от каких-либо личностных свидетельств, т.е. любых упоминаний о психических явлениях. Вместо этого они призывали делать основной упор на наблюдаемом поведении — дейст­виях, которые можно увидеть, описать и подсчитать. Такой подход, очень популярный в США и некоторых других странах в течение пя­тидесяти лет, получил название бихевиоризма. Все принципы (и недостатки) бихевиоризма можно понять из одной старой шутки: два сторонника этой теории занимаются любовью. Затем первый говорит второму: "Ну что ж, для тебя это было здорово. А теперь расскажи, как это было для меня".
Каковы бы ни были достоинства бихевиоризма, это течение сошло на нет во второй половине ХХ века. Этому способствовало множество факторов, но основным из них остается компьютер. К началу 1950-х и 1960-х годов уже стало очевидно, что компьютер способен решать очень сложные задачи. Для этого ему необходима информация — данные, на основе которых строятся дальнейшие операции. Часто компьютеры выполняли вычисления таким же способом, что и люди. С накоплением свидетельств в пользу того, что объекты, созданные человеком, могут думать, было бы абсурдно отрицать, что люди, разрабатывавшие аппаратное и создававшие программное обес­печение, а также моделирующие работу компьютеров, тоже склонны к умственной деятельности.
В результате произошла когнитивная революция. Это интеллектуальное течение полвека назад охватило различные отрасли науки, и на их основе возникла межотраслевая дисциплина, названная когнитивис-тикой. Отказавшись от строгих взглядов бихевиоризма, когнитологи снова вернулись к вопросам и концепциям, которые рассматривались в психологии сразу после ее появления (а также вызывали интерес великих философов прошлого). Когнитологи смело рассуждали об образах, идеях, ментальных операциях и Разуме. При этом они во многом использовали аналогии и термины из сферы компьютеров. Например, считается, что человек, как и механическое или электрическое вычислительное устройство, воспринимает информацию, обрабатывает ее различными способами и создает определенные ментальные образы, которые можно легко описать на простом английском (или французском, или суахили), — именно это я и буду делать. Но в конечном итоге, самое главное — то, что эти ментальные образы можно представить так же четко, как объекты или операции на языке программирования. Более того, новая наука, которая называется когнитивной неврологией, утверждает, что однажды такие ментальные образы можно будет выразить исключительно психологическими терминами. Возможно, нам удастся указать на ряд нервных соединений или связей, относящихся к определенному образу, идее или понятию, и наблюдать за непосредственными изменениями в них. А если в будущем технология пересадки мозга или генная инженерия станут достаточно совершенными, то мы, вероятно, даже сможем изменять свои взгляды с помощью прямого воздействия на нейроны или нуклеотиды (подробнее об этом говорится в последней главе книги). В интересах нашего нынешнего исследования я воспользуюсь тер­минологией когнитивистики и буду говорить о способах изменения ментальных репрезентаций. Конечно, в определенном смысле наши ментальные репрезентации изменяются постоянно. Более того, вы бы не смогли дойти до этой страницы, если бы кое в чем уже не изменили свои ментальные репрезентации. Возможно, эти перемены касаются вашего понимания истории психологии или представления о том, что означает известное выражение "изменение взглядов". К тому же, если вы читаете литературу по социальным наукам не из простого любопытства, то, скорее всего, штудируете данную книгу в надежде, что ваши ментальные репрезентации понятия "изменение взглядов" тоже определенным образом поменяются, и это пригодится вам дома, на работе или на любимом курорте.
Так что же значат все эти разговоры о ментальных репрезентациях? Начнем с примера.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.