Влияние на взгляды людей. Содержание разума. Продолжение.

Очень часто художники первыми обращают внимание на те сферы знаний, активный интерес к которым впоследствии проявят ученые. Романист и эссеист Николсон Бейкер является наглядным воплощением того, как изменяются взгляды, и, что еще интереснее, предлагает свое видение этого процесса1. Бейкер вспоминает свою поездку на автобусе из Нью-Йорка в Рочестер на севере штата. Два последовательных события, случившихся во время этого путешествия, заставили Бейкера задуматься над тем, как меняются взгляды человека.
Во-первых, во время запланированной остановки водитель автобу­са случайно заметил одну туфлю и спросил, не потерял ли ее кто-ни­будь из пассажиров. Хозяин не нашелся, и водитель выбросил туфлю в ближайший мусорный бак. Некоторое время спустя один пассажир довольно жалкого вида спросил водителя, не находил ли он где-нибудь туфлю. Тот ответил, что мужчина опоздал, потому что его обувь уже отправили на свалку неподалеку от Бингхэмптона.
Бейкер противопоставляет решимость, с которой обувь отправили в мусорный бак, намного более взвешенному способу принятия реше­ний — другими словами, тому, как изменились его собственные взгляды. В начале этой поездки писатель предавался мечтам о том, как обставить квартиру, и особенно его занимал вопрос, как рассаживать гостей. Одна из давних его идей заключалась в том, чтобы купить несколько складских электрокаров и мини-экскаваторов. Посетители могли бы рассаживаться либо на ремнях, натянутых между вилками электрокаров, либо в ковшах экскаваторов. Бейкер как раз подсчитывал, сколько таких машин сможет выдержать пол в квартире, когда незадачливый пассажир начал запоздало беспокоиться о судьбе своей туфли. Бейкер рассуждает о том, что произошло в тот момент, через пять лет после рождения идеи о таком экзотическом способе меблировки: "Я обнаружил, что изменил свои взгляды, сам того не осознавая. Я больше не хотел жить в квартире с электрокарами и экскаваторами. В определенный момент я выбросил эту мысль так же необратимо, как водитель автобуса избавился от правой туфли странного грустного пассажира (курсив Бейкера). И все же, вспоминая об этом, я не чувствовал никаких сомнений или нерешительности по поводу экскаваторов"2.
Далее Бейкер размышляет о подоплеке такого изменения во взгля­дах — например, отход двух его друзей, изменение художественных вкусов, перемены политических симпатий и убеждений. С его точки зрения, изменения во взглядах, как правило, происходят в результате медленной, почти незаметной перемены мировоззрения, а не под воздействием какого-либо единственного довода или внезапного прозрения. Более того, подобные так называемые подсказки интуиции мы понимаем только задним числом, они воплощаются в виде историй, которые мы рассказываем самим себе и окружающим, пытаясь объяснить причину изменения взглядов. В результате размышлений автор формулирует ту же мысль относительно изменения во взглядах, которую я пытаюсь понять: "Мне не нужна история об учителе, которого боятся, но любят; о книге, которая поражает подобно раскату грома; о многолетней прилежной учебе, после которой происходит срыв и приступ раскаяния. Меня интересу­ют последовательные изменения во взглядах в их истинной, запутанной и сложной многогранности, со всеми яркими потоками мыслей, которые по-прежнему струятся и трепещут на ветру"3.
С определенной точки зрения, Бейкер правильно выразил то, что чувствовал каждый из нас, если учесть две разновидности изменений во взглядах: с одной стороны — внезапное решение, как вышвыривание туфли из окна; с другой — решение, к которому мы приходим постепенно, возможно, даже незаметно, в течение долгого времени, например перемена вкусов. Я убежден, что Бейкер прав, утверждая, что перемены, происходящие спонтанно, часто свидетельствуют о скрытых процессах, уже давно происходивших внутри. И все же такие случаи индивидуального изменения во взглядах — всего лишь одна из разновидностей. Очень часто другие агенты — лидеры, учителя, телеведущие — играют решающую роль, вызывая подобные изменения, внезапные или постепенные.
Все эти виды изменений во взглядах обязательно нужно объяснить. То, что остается загадочным для романиста или любопытным для эссеиста, может и должен объяснить ученый, занимающийся социальными науками. В этой книге я выделяю: 1) различных агентов и институты изменения взглядов; 2) средства, имеющиеся в их распоряжении; 3) семь критериев, помогающих определить, успешно ли произошло изменение взглядов. Кроме того, я стремлюсь доказать состоятель­ность моего исследования, основанного на когнитивистике, в отличие от других теорий, например той, что базируется на биологических факторах или культурных и исторических аспектах.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению отдельных агентов и их инструментария для осуществления изменений во взглядах, я хотел бы пояснить, что имею в виду, когда говорю о том, что происходит с "мнениями". Хотя и Николсон Бейкер, и я говорим об изменении именно взглядов, ясно, что то, о чем пишу я (и, вероятно, то, о чем пишет он), тесно связано с изменением поведения. Перемены, происходящие "в уме", возможно, представляют академический интерес, но если в их результате не меняется поведение в настоящем или будущем, то для наших целей они не представляют интереса.
В таком случае, зачем вообще вспоминать о разуме? Почему бы просто не говорить о поведении? А потому, что ключ к изменениюм взглядов лежит в изменении "ментальных репрезентаций" человека, т.е. особенностей его восприятия, кодирования, сохранения и полу­чения доступа к информации. Здесь мы должны вспомнить об исто­рии психологии, а значит, и о представлениях о разуме человека. Это позволит ответить на вопрос: что нужно для того, чтобы изменить чье-либо мнение?



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.