Метод 1: взвешивание всех за и против

Взвешивание всех за и против — это простой метод оценки положительных и отрицательных факторов каждого варианта решения. Цель оценки — выбрать тот вариант, который обладает самым большим количеством положительных факторов. Этот метод полезен, правда иногда он больше запутывает, чем помогает, особенно если у вас в распоряжении слишком много вариантов.
Один руководитель летел из США в Европу с целью завершить деловую сделку. Все параметры сделки уже были оговорены, и в его задачу входило только подписать соглашение и принять участие в торжествах. Проблема заключалась в том, что он не был уверен, стоит ли вообще подписывать это соглашение. Команда убеждала его, что для их компании это полезная сделка, но он сомневался. Этот руководитель чувствовал, что что-то ускользало от него еще на этапе проведения предпокупочного аудита. Возможно, это был один из параметров решения. По пути в Европу он постоянно взвешивал все за и против, но во время полета так и не смог обнаружить этот параметр.
Он подписал соглашение. Но сегодня, оглядываясь на прошлое, этот руководитель приходит к выводу: "Если что-то не ясно, не спешите с решением". Хотя была ли у него возможность не подписывать соглашение? По всей вероятности, нет.
Метод 2: сокращение числа альтернатив
Этот метод предполагает изучение всех имеющихся альтернатив с целью нахождения способа сокращения их количества. Число вариантов уменьшается и вы быстрее приходите к окончательному решению. Когда люди сталкиваются со сложным выбором между несколькими вариантами, они часто используют "некомпенсирующие" стратегии, как их называют ученые. Эти стратегии не предусматривают компромисса и постепенно сужают число вариантов до тех пор, пока не останется всего один. Вот примеры таких стратегий:
1. Удаление вариантов, находящихся за пределами заранее установленных приемлемых границ решения (соединительная стратегия). Например, если в качестве одного из факторов успеха вы выбираете определенный уровень роста бизнеса, то вы непременно откажетесь от тех вариантов, которые не могут обеспечить этого результата.
2. Выбор самой важной характеристики для сравнения и наиболее желательного варианта на основе этой характеристики (лексикографическая стратегия). Если остается больше одного варианта, вы выбираете следующую важную характеристику и снова проводите сравнение — и так до тех пор, пока не останется один вариант.
Используя эту стратегию, сначала выберите цель своего решения в качестве важнейшей характеристики. Отберите варианты, удовлетворяющие этой цели. Скорее всего, их окажется несколько. Теперь в качестве следующей характеристики выберите важнейшее ограничение и устраните варианты, которые вас не удовлетворяют. Повторите этот процесс со следующим по важности ограничением, и так до тех пор, пока не останется всего один вариант.
Выполняя это упражнение, прислушивайтесь к своим ощущениям. Например, вы почувствуете внутреннее сопротивление при выборе самого важного ограничения. Это объясняется тем, что вы можете считать одинаково важными сразу несколько ограничений и хотели бы, чтобы все они учитывались в решении. Выполнение этого упражнения снабдит вашу интуицию информацией о том, что вы считаете самым важным в данном решении, а также знанием того, по поводу каких факторов вы не готовы идти на компромисс.
3. Приписывание всем параметрам, связанным с решением, весовых коэффициентов. Затем объединение этих коэффициентов с вероятностью, оценивающей, насколько полно удовлетворяется данный параметр в каждой альтернативе (стратегия устранения по аспектам).
Это более сложный вариант лексикографической стратегии. Он может оказаться полезным, если у вас множество ограничений, и все они на первый взгляд одинаково важны. Например, вы решили приписывать вес по шкале от 1 до 5, где 5 — наибольший показатель. Скорее всего, своей цели вы припишете вес 5. Припишите вес всем ограничениям.
Теперь проделайте следующее действие с каждым ограничением. Определите, насколько каждый вариант решения удовлетворяет этому ограничению, и оцените вероятность. Затем умножьте эту вероятность на весовой коэффициент этого ограничения.
Далее, посчитайте сумму всех оцененных параметров для каждой альтернативы. После завершения этого процесса каждая альтернатива будет иметь свое число; выбирайте вариант с наибольшим показателем.
Все описанные выше стратегии несовершенны и вряд ли сами по себе приведут вас к ясности. Но применение одной из них к рассматриваемому решению снабдит вас ценной информацией. Например, часто бывает, что тот или иной аналитический метод подсказывает вам определенный вариант, но вы понимаете, что для вашей компании этот вариант не подходит.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.