Саморефлексирующий мир: эпистемологический солипсизм (глава 9)

Уолтер Фриман заявляет, что мозг получает различные сенсорные данные, которые затем трансформируются во внутренний самодостаточный мир, который он определяет как "эпистемологический солипсизм". И У. Фриман, и С. Пинкер утверждают, что человеческий мозг развился, прежде всего, как орган социальной организации, позволяющий установить сотрудничество в широком смысле34.

Ф. Варела рассказывает об интересном наблюдении над чувством "Я", на которое оказало определенное влияние его увлечение буддизмом. Эти учения предлагают концепцию "виртуального Я", или "безличного Я", которое представляет собой пережитый опыт внутри нас35.

Интуиция (глава 10)

Интуиция выделяется на фоне основных человеческих инстинктов, которые еще в полной мере не изучены, но определенным образом влияют на интуицию и формируют наши действия. Сущность человека сложна, она отражает фундаментальное влияние нашей эволюции от животного мира. Например, глядя в глаза другому человеку, мы можем передать ему свои намерения. Эта способность была присуща нашим древним предкам, но мы и сегодня можем прибегнуть к ней, реагируя на какие-то события. Стволовая часть нашего мозга координирует четыре основных инстинктивных действия: бегство, борьбу, питание и... воспроизведение себе подобных. Именно они нередко объясняют нашу склонность быстро разбираться в происходящем и в случае необходимости принимать радикальные меры36.

Наши интуитивные способности сформировались в результате взаимодействия с естественным миром37. В ходе изучения процесса принятия решений А. Дамазио и Пуанкаре отмечали, что, решая какие-то проблемы, мы осуществляем предварительный отбор вариантов для рассмотрения, вместо того чтобы

попытаться досконально изучить каждую возможную альтернативу. Этот процесс предварительной селекции, который может проходить вполне осознанно или в более скрытой форме, как правило, строится на интуиции, даже если окончательный выбор продиктован проведенным анализом38.

Хотя наблюдается тенденция игнорирования эмоций как составляющей основы "процесса логического принятия решений" (мы, к примеру, подчас жалуемся, что "человек чересчур эмоционален"), результаты исследований все чаще говорят об их важности. Некоторые даже берутся утверждать, что они являются неотъемлемой частью процесса принятия решений. Чувства и эмоции выступают фундаментальной частью того, как мы разбираемся во всем и принимаем соответствующие решения. Эмоции приводят к когнитивным оценкам, следствием которых выступают чувства. Подобно всем остальным аспектам познания, чувства также влияют на общую сеть образов, заменяющую значение объекта или события39.

Применение "медитации" (глава 10)

Франциско Варела описал процесс оценки личного опыта от первого лица. В его основе — пересечение интроспекции, феноменологии и созерцательных традиций. В ходе своего исследования Варела взял эти традиции и попытался установить их общие черты. Он утверждает, что для большей осознанности и получения доступа к опыту необходимо осуществление трех действий: приостановка, переадресация и "медитация"40.

В ходе интервью Брайан Артур также говорил о "достижении более глубокого уровня сознания"41. Он отмечал: для того чтобы добиться более глубокого осмысления, требуется три шага: полная вовлеченность (наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать), абстрагирование и размышление (что позволит появиться внутренним знаниям) и мгновенное принятие необходимых мер (выставление на первый план чего-то желаемого и нового). Этот процесс ни в коем случае не противоречит "медитации".



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.