"Жесткая разводка": естество и питание (глава 1)

Мозг как таковой не обладает "жесткой разводкой", хотя у него есть своя генетически обозначенная структура. Джеральд Эдельман утверждает, что генетика определяет общую архитектонику мозга и порядок его развития.

По этой причине у людей такое похожее строение мозга. Однако то, как мы осмысливаем мир, основывается на сочетании генетики, опыта и других факторов. Эдельман отмечает, что мозг и в дальнейшем продолжает развиваться. Понятно, что развитие мозга каждого отдельного человека происходит неповторимым образом, даже если речь идет об идентичных близнецах.

Стивен Пинкер отстаивает следующую точку зрения: образование помогает развить интуицию в новейших областях знаний, которые появились настолько недавно, что у различных видов, живущих на Земле, еще не успел развиться соответствующий инстинкт. Нейролог Жан Пьер Шанге отмечает, что образование — это не простое накопление данных, а сложный процесс формирования представлений, предположений и моделей, подвергающихся испытанию опытом.

Иной взгляд на вещи



Основа для иного взгляда на вещи определяется готовностью мозга рассматривать нечто "интересное". В свою очередь то, что мы находим интересным, обусловливается нашим прошлым опытом. Ценитель искусства обращает внимание на то, "как работа, которую он в данный момент созерцает, смотрится на фоне других, запечатлевшихся у него в памяти". Некоторые люди по своей природе или в силу положения внутри организации интересуются более широким спектром вещей. Например, исследователи корпорации IBM искали новые идеи, что сделало их более открытыми в отношении исследования перспектив развития открытого программного обеспечения.

Существует всеобъемлющая тенденция смотреть на вещи с точки зрения своего прошлого опыта и знаний. Сложно найти способ избежать стремления придерживаться привычных способов видения вещей. Основная тактика заключается в том, чтобы не принимать поспешных решений и подыскивать "интересные или новые" вещи, даже если их полезность не сразу становится очевидной.

Переход от ближнего плана к дальнему и наоборот



Основанием для методологии и рассуждения, скрывающихся за данным подходом, служит тот путь, который в ходе своего развития прошел глаз/мозг (в действительности все части мозга) для осмысления своего чрезвычайно сложного окружения. Как правило, перед нами открывается поле зрения чрезвычайной сложности. Глаз/мозг склонен фокусироваться на незначительной его части и исследовать ее до мельчайших подробностей. Остальная часть поля зрения предоставляет контекст, лежащий вне фокуса. Детали лучше всего фиксируются в центре глаза, в области фовеи, где наибольшая плотность колбочек. Глаз фокусируется на интересных объектах, ни на чем долго не задерживаясь; он производит быстрые скачкообразные движения — саккады, — при которых внимание переключается, после чего глаз принимает определенное направление.

Один интересный факт: если глаз/мозг надолго на чем-то задерживается, мозг перестает осмысливать это. Слишком узкий фокус может привести к визуальной фиксации, в результате чего глаза стекленеют, подобно псевдогипнотическому состоянию водителя, сосредоточенного на движении по монотонной автостраде. С другой стороны, слишком широкий фокус может стать причиной определенной путаницы. Чтобы разбираться в происходящем, глаз находится в постоянном движении, перемещается в разные части поля зрения и со временем выстраивает контекст. Определение контекста впоследствии позволяет мозгу развить четкое представление о ситуации в целом путем добавления недостающих элементов.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.