Реальность — это история, которую придумывают сообща мозг и мир

Сьюзан Блакмор высказывала мысль, что мозг и мир вместе работают над созданием истории, или "великой конфабуляции"8. Реальность — это история, которая является совместным продуктом мозга и окружающего мира.

Мозг не формирует подробные репрезентативные внутренние модели происходящего9. Например, в мозге имеется примерно тридцать различных областей, возникших в разные периоды для обработки визуальной информации. Приходящая извне визуальная информация разделяется на части, проходит через эти тридцать областей, после чего мозг каким-то образом преобразует реакции, поступающие от этих тридцати участков, чтобы осмыслить происходящее10.

Некоторые даже берутся утверждать, что разум может использовать внешний мир в качестве внешней памяти, поскольку все детали так или иначе присутствуют в нем. Мозгу не нужна подробная внутренняя информация; он может получить ее из внешней ситуации11. Исходя из этой точки зрения, можно утверждать, что не память у нас в голове и реальность вне ее, а все с точностью до наоборот. Мозг обладает полной моделью или контекстом внешней ситуации, и на основе своего понимания и тому подобных вещей может в дальнейшем исследовать отдельные ее аспекты.

Ментальные модели

В этой книге мы используем понятие "ментальная модель" в качестве сокращенной формы в отношении всех сложных нейронных процессов, к которым мы прибегаем в ходе осмысления чего-то и дальнейшего принятия решений о возможных действиях. В использовании этого термина есть некоторая неоднозначность, поскольку различные группы используют словосочетание "ментальная модель" по-разному и вкладывают в него более узкий смысл12. Некоторые рассматривают его как синоним "ментальной репрезентации". Другие определяют его более узко, рассматривая в контексте теории мышления и рассуждения. Третьи применяют этот термин как часть методологии, позволяющей развивать информационные технологические системы.

О ментальных моделях как о психологических репрезентациях реальных, гипотетических и воображаемых ситуаций впервые заговорил шотландский психолог Кеннет Крейк, который в 1943 году писал о том, что мозг, предвидя реальные события, делая выводы и находя объяснения, создает "мелкомасштабные модели" реальности13. Более поздняя работа определяет "ментальные модели" как глубоко укоренившиеся предположения, обобщения или даже картины и образы, влияющие на наше понимание мира и поведение.

Вилайанур С. Рамахандран, директор Центра мозга и познания при Калифорнийском университете (Сан-Диего), выступая со своими комментариями в телевизионной программе компании BBC, назвал наш мозг "машиной по созданию моделей"14. Он сравнивает процесс с виртуальным симулированием реальности, утверждая, что мы создаем модели, которые не только касаются нас самих, но и относятся к другим людям; таким образом мы даже можем предсказывать их поведение в будущем.

Картезианский театр

Согласно исследованиям, мозг, как и остальное наше тело, является продуктом эволюционного развития15. Его общая структура и отдельные черты отображают всю сложность этого эволюционного процесса, что заставляет начать сомневаться в некоторых из наших твердых убеждений — дуализме ума и тела, существовании объективной реальности.

Рене Декарт развил концепцию дуализма, постулирующую фундаментальное философское различие между разумом и телом. Его дуализм приводит

к понятию объективной внешней реальности и субъективной модели того, как мы воспринимаем и думаем, которая получила название "картезианского театра "16. Эта идея заключается в том, что внешняя ситуация точно проецируется в наш мозг подобно тому, как проецируется на экран фильм, и некий гомункул ("маленький человек", лат.), объективно смотрит на нее (рис. А.1). Конечно же, возникает еще вопрос, каким образом функционирует этот разумный деятель внутри нас; возможно, мы имеем бесчисленное количество этих гомункулов.

Картезианский театр сам по себе был влиятельной ментальной моделью того, что мы думаем о мышлении. Значение дуализма было огромным, включая смысл объективной реальности и способность объективного наблюдателя ее осмыслить. Это противоречивый вопрос, вызывающий множество споров17.

Накапливаются эмпирические подтверждения того, что этот процесс не настолько однозначен, как его определяет картезианская модель. Вместо того чтобы походить на прямую проекцию, образы и информация, поступающие через наши глаза и другие органы чувств, очевидно, приводят к появлению нейронных моделей. Представьте, что человек за пределами театра видит на небе несколько звезд и спешит с грубо выполненным наброском к киномеханику, который просматривает имеющиеся у него бобины с пленкой и находит нечто

подобное. Эта кинопленка затем проецируется в наш мозг. Нам кажется, что мы видим реальность внешнего мира, в то время как на самом деле мы видим мир, сотворенный нами же (как показано в нижней части рис. А.1).

Однако даже такая аналогия с проекцией фильма не будет точным отражением того, что происходит у нас в головах. Естественно, нет и не может быть никакого проектора, потому что, опять-таки, приходится тогда предполагать, что сидящий внутри нас гомункул смотрит этот фильм. У нас в голове нет гомункула, сидящего в зрительном зале. В действительности происходит следующее: внешние раздражители вызывают полный набор воспоминаний из прошлого, при этом всплывают все впечатления, связанные со звездами: походы в планетарий, уроки астрономии, мифы, живопись Ван Гога и романтические ночи под луной.

Дж. Эдельман утверждает, что мозг представляет собой систему, осуществляющую отсев, а отбор совпадений производится из огромного числа разнообразных и сложных вариантов, имеющихся внутри него18. Он также полагает, что вовлеченность и взаимодействие с внешним миром играют важную роль в развитии сознания и чувстве идентичности. Следует отметить, что сигналы из внешнего мира не являются информацией до тех пор, пока они не будут обработаны мозгом, а мозг в свою очередь составляет свою собственную версию того, что, как он считает, происходит там. В будущем это становится основанием для конкуренции и дальнейших действий.

 

Отдельно хотелось бы отмеить сайт http://www.plastgroup.ru. Компрессоры Danfoss, кондиционеры и прочее оборудование на любой вкус.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.