Здравомыслие

Лидеры, как правило, достаточно ответственные люди. Одно из качеств, которое окружающие хотят видеть в лидере, — способность с самого начала брать ответственность на себя и выполнять свои обязательства. Быть лидером означает постоянно проявлять предусмотрительность и не позволять себе попадать в экстремальные ситуации, помнить об интересах группы и не вовлекать ее в потенциально опасные действия. Именно это мы имели в виду, когда говорили о необходимости соотносить свое видение с возможностями группы.

От здравомыслия можно отказаться только в самых критических обстоятельствах, когда речь идет о жизни и смерти, и упущенный шанс может привести к необратимым для группы последствиям. И даже в такой ситуации лидер должен проинформировать людей об имеющихся вариантах и убедить их в том, что риск необходим в их же собственных интересах.
Надежность и последовательность
Лидер не может быть непостоянным или непредсказуемым. Изменения курса после определения цели вряд ли послужат интересам группы. Подобная нерешительность вызовет лишь замешательство и испуг у ваших последователей.
Надежность сама по себе — форма здравомыслия. Безусловно, тот факт, что лидер надежен, совсем не подразумевает, что он должен быть упрямым. Обстоятельства постоянно меняются, и решение, принятое сегодня на основании самой достоверной информации, завтра, в изменившейся ситуации, может означать катастрофу. Последовательность — это постоянный поиск истины, постоянный доверительный контакт с группой, что обеспечивает совместное продвижение к цели.
Создание атмосферы доверия
Последовательность и надежность, особенно в сочетании с другими лидерскими качествами, создают атмосферу доверия в группе. Если вы знаете, что ваш лидер всегда готов выслушать вас — он может и не последовать вашему совету, но всегда внимательно выслушает, — то именно такому человеку, скорее всего, вы будете верить.

Доверие священно
Как создать атмосферу доверия? Наверное, для этого важнее всего научиться сохранять конфиденциальность. Даже если вам что-то сообщили и не “по секрету”, научитесь относиться к этому, как к конфиденциальной информации, если не было упомянуто, что с такой информацией можно обращаться свободно.
И наоборот, при необходимости нужно уметь распространять информацию таким образом, чтобы она доходила до каждого члена группы. Президент Colgate-Palmolive Рубен Марк регулярно готовит для руководителей высшего звена очень подробные брифинги, потому что невозможно каждому из нескольких тысяч сотрудников компании лично рассказать о перспективных планах и т.д. После таких брифингов руководители более низкого уровня доносят информацию всем, кому она предназначена. Происходит что-то вроде “цепной реакции”, и процесс передачи информации не прерывается. Colgate успешно использует эту систему для распространения своей продукции во всех странах мира.

Родители любят повторять детям, что доверие нужно заработать. И родители же часто обнаруживают, к своему огорчению, что у детей отсутствует доверие к ним. Поступки родителей должны быть последовательными, если они хотят, чтобы их подрастающий ребенок научился им доверять. Родители, постоянно меняющие требования к ребенку и, следовательно, систему поощрений и наказаний, мешают развитию доверия к ним.
Поощрение обучения
Один из самых важных моментов, о котором лидер всегда должен помнить, — это поощрение обучения в группе. Групповое обучение — один из терминов, которыми любят пользоваться консультанты по менеджменту. Если лидер заботится о распространении новой информации, а не утаивает ее, то от этого выигрывают все, но заранее просчитать такую пользу невозможно. С другой стороны, это выгодно и лидеру, поскольку, будучи хорошо информированными, члены группы с большей активностью смогут генерировать новые идеи для решения сложных проблем.

Делиться информацией
Групповое обучение — процесс взаимный. Лидер, обучая группу, в свою очередь сам учится у нее. Если лидер работает в нескольких группах, информация, полученная от одной, может быть передана другой, что способствует повышению уровня знаний всех. Для того чтобы подобный взаимный обмен стал возможен, лидер должен уметь быстро усваивать информацию и использовать ее для достижения цели.
Умение находить общее
Любопытно, что хорошие лидеры, как правило, очень привлекательные люди. Они приятны в общении — не только со своими сторонниками, но и с теми, кого у них есть все основания презирать. Они не опускаются до грубого выяснения отношений со своими врагами; скорее, постараются найти другой разумный выход, зная, что от хорошо продуманного компромисса выигрывают обе стороны.
Плохой лидер давит на противника до тех пор, пока не вынуждает его ответить, что часто имеет гибельные последствия как для него, так и для группы. Саддам Хусейн — красноречивый пример лидера, который слишком далеко зашел и причинил невыносимые страдания всему иракскому народу.
Конечно, лидер не может ладить абсолютно со всеми. Если кое-кто в группе серьезно вредит ее продвижению вперед, необходимо предпринять корректирующие действия, и снова здесь должны превалировать интересы группы. Если с врагами нельзя найти общих точек соприкосновения, может возникнуть необходимость даже в борьбе ради выживания всей группы. Однако в спокойных условиях практически всегда можно найти возможность для компромисса и сотрудничества.

Учиться любить людей
Как этому научиться? Начните с того, что по-настоящему задумайтесь, пропустив через сердце, над замечательной фразой Уилла Роджерса: “Я никогда не встречал человека, который бы мне не нравился”. Если любить людей, то становится очень легко слушать их. Если вы действительно начнете слушать людей, то увидите, что зерно здравого смысла есть практически у всех.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.