Умение слушать

Хороший оратор — тот, кто умеет слушать или “читать” настроение и характер аудитории. Хорошие ораторы чувствуют нервозность, беспокойство или враждебность группы, они умеют использовать настроение толпы в свою пользу. Умение слушать означает также умение задавать вопросы и внимательно прислушиваться к ответам. Если первое свойство лидера — это интеллект, то второе — умение им пользоваться. В начале этой главы мы рассматривали процесс неустанного поиска правды по мере выработки лидером своего видения. Этот поиск — сочетание вопросов и ответов на них, а также последующая обработка информации.
Заручиться сотрудничеством окружающих
Заручиться желанием людей сотрудничать — значит, предложить им что-то взамен достижения какой-то цели. Действия лидера подразумевают наличие дивидендов от достижения цели в будущем в обмен на упорный труд в настоящем. Цель должна быть реальной и достижимой, а также удовлетворять интересы следующих за лидером людей.

Решение проблемы, а не поиск виновных
Сосредоточенность на цели или ”разбор полетов” при промахе — что важнее? Рассмотрим такой пример. В развивающемся мире Internet-торговли сделки могут совершаться как в Сети, так и вне ее. При заключении сделки в Сети вы завершаете ее в тот момент, когда отключаетесь от Internet. Например, покупка авиабилета на сайте авиакомпании — сделка в Сети. Ваше место зарезервировано в компьютере к моменту завершения сделки. Однако покупка книги на сайте — сделка вне Сети. Сама по себе сделка производится точно так же, но книга не снимается с полки магазина в тот же момент. Лишь в конце дня или через несколько часов после того, как вы отключились от Internet, ваш заказ поступает на склад для обработки.
Такую же аналогию можно провести и между решением проблемы и поиском виноватых. Обнаружив и решив проблему, вы совершаете “сделку в сети”, поскольку вы не прервали течение событий. Вы продолжаете работать, чтобы обеспечить продвижение к цели с незначительными поправками по ходу. Определить, кто виновен в ошибке, приведшей к отклонению от курса, можно и нужно “вне сети”, т.е. после того, как цель достигнута. Одна из самых опасных ошибок, которую может допустить лидер, — это прекратить работу и устроить “разбор полетов”. В результате процесс прерывается, в то время как лидеру совершенно необходимо контролировать ход событий.

Как научиться ставить интересы других выше своих собственных? Беседуя с человеком, говорите о его сомнениях и нуждах, а не о своих. Вы должны отметить, насколько упорно он работает ради достижения общей цели, а не обсуждать свои лидерские проблемы. Вы должны сконцентрировать свое внимание на тех жертвах, которые приносит коллектив. Размышляя о причинах препятствий на пути к выполнению задания, вы должны научиться воздерживаться от поиска виноватых. “Разбор полетов” отвлекает от цели, в то время как выявление ошибки, ее исправление и движение вперед способствуют ее достижению.
Молоко или пахта
Чтобы понять, что может произойти, когда лидер научится быть уверенным в себе, рассмотрим пример Малколма Форбса. До того, как Форбс стал издателем и редактором Forbes Magazine, он был известен как человек достаточно нерешительный. Во время предвыборной кампании на пост губернатора Нью-Джерси, закончившейся для Форбса фиаско, его оппонент говорил, что Форбс имеет настолько невыразительный характер, что не может определиться, пить ли ему молоко или пахту на завтрак. Основанное его отцом и доставшееся ему в наследство издательство было глубоко убыточным и остро нуждалось в уверенном и сильном лидере. Форбс сумел в буквальном смысле слова создать “имидж” — публичный образ уверенности в себе, в результате чего издательство постепенно стало суперуспешным. В частной же жизни он навсегда остался застенчивым и сомневающимся человеком, однако на публике шел по жизни с легкостью и искрился уверенностью.
Стремление к успеху
Стремление к успешному выполнению дела включает напористость, уверенность в себе и способность общаться. Все эти качества должны гармонично сочетаться и быть направлены на решение существующей проблемы.

Компания MCI первоначально задумывалась как система радиосвязи в УКВ-диапазоне, позволяющая водителям-дальнобойщикам общаться друг с другом в пути. Чтобы система заработала, требовалось подключение к линиям AT&T, но телефонная компания отказалась выдать необходимое разрешение. Почти любой сдался бы перед лицом безусловной монопольной силы AT&T, но не консультант MCI Уильям Мак-Гован. Он настоял на переносе офиса молодой компании в Вашингтон, что дало возможность лоббировать интересы MCI в Федеральной комиссии по связи (ФКС) и в Конгрессе. В результате усилиями Мак-Гована к MCI стали относиться не столько как к телефонной компании, сколько как к “юридической фирме с антенной”. Его стремление к успеху не только принесло успех конкретной компании, но и полностью изменило систему услуг телефонной связи в США.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.