Умение увидеть старые идеи по-новому

Способность синтезировать новое, взглянув под другим углом зрения на старые проверенные временем идеи, — еще одна составная часть интеллекта. Возьмите, например, “правило 80:20”, согласно которому 20% клиентов обеспечивают существование вашего бизнеса на 80%. В 1990-х годах компания Mercer Management Consulting использовала эту старую идею, чтобы помочь своим клиентам отработать связи в сети розничной торговли, а производителям — преобразовать каналы сбыта для повышения эффективности и рентабельности.
“Правило 80:20” существует давно, но в сочетании с новой идеей о концентрации каналов сбыта оно получило совершенно новую жизнь. Так, его успешное применение компанией Mercer привело к увеличению объемов продаж в тех каналах сбыта, где товар продавался лучше всего. В результате многие клиенты компании отошли от мелких розничных торговцев, заключая более выгодные сделки с крупными фирмами и получая более высокую прибыль на единицу продукции за счет реализации больших объемов.
Лидеры должны уметь обобщать. И действительно, многое из того, что мы называем видением, на самом деле сводится к обобщению идей и оценке информации под другим углом зрения. Подробнее об этом мы поговорим в части V этой книги.
Выработка новых идей
Как сказал Экклезиаст, “нет ничего нового под Солнцем”. И все же иногда для лидерства требуется вдохновение, нестандартное мышление, позволяющее определить новое направление даже в большей степени, чем видение. Оказавшись в ситуации, когда ни одно из имеющихся решений не может обеспечить результат, вы должны изобрести что-то совершенно новое.
Когда “холодная” война продолжалась в мире уже более 40 лет, один немецкий дипломат, комментируя вопрос о воссоединении Германии, сказал: “Все, что можно было придумать, было придумано и опробовано”. Но ведь лидерство — это ситуативное явление, а ситуации меняются. В 1988 году канцлер Западной Германии Гельмут Коль, зная что Советскому Союзу угрожает опасность массовых беспорядков из-за недостатка продовольствия вследствие экономических трудностей, предложил простое решение. Он организует в Россию поставку продовольствия, в частности мяса, если Россия позволит ему начать переговоры с Восточной Германией о воссоединении и не станет в дальнейшем вмешиваться в ход этих переговоров. Михаил Горбачев, которому мир в России был нужен больше, чем Восточная Германия, воспользовался этой возможностью; в результате уже через сутки Советский Союз перестал контролировать Восточную Германию, как это было на протяжении 45 лет. Канцлер Коль предложил новую идею и изменил мир.
Эффективное общение
Первое и самое главное: в каждой беседе со своими последователями лидер должен словами или другими средствами поддерживать в них свое видение проблемы. Когда лидер говорит как лидер, а не как приятель, он должен просто и прямо, без пространных объяснений напоминать людям, почему именно им поручили превратить видение в реальность.
Эмметт С. Мерфи в своей книге Leadership IQ: Apersonal Development Process Based on a Scientific Study Of a New Generation of Leaders пишет, что лидеры, которых он изучал, постоянно совершенствовали искусство ведения разговора: “Прослушивая беседы лидеров с людьми — беседу менеджера по маркетингу с новым сотрудником или специалистом по продажам; беседу председателя муниципального совета с бизнесменами об экономическом развитии города, — мы заметили, что все они ведут разговор по умело составленному сценарию”.
Мерфи не имел в виду сценарий в буквальном смысле этого слова. Он подразумевал наличие структуры разговора лидера с последователями, которая не меняется в зависимости от обстоятельств. Каковы же компоненты общения лидеров с последователями?
Лидер должен найти средство напомнить последователям об их общей цели. В повседневной жизни одним из таких средств служат лозунги, хотя последними в настоящее время так часто злоупотребляют в рекламном деле, что люди теряют к ним доверие.

Ответственность лидера — донести видение до людей настолько ясно, чтобы у тех, кто должен воплотить его в жизнь, не осталось и тени сомнения. Во второй книге Ветхого Завета, Исходе, Господь излагает подробные указания по строительству скинии, которые передаются для исполнения тринадцатилетнему мальчику Джошуа. Почему не старшему? Потому что указания Господни были настолько ясны, что даже ребенок мог понять и выполнить их. Вот что имеется в виду под умением ясно и доходчиво объяснить видение.
Лидеры должны не только объяснять, но и находить мотивацию для своих последователей. Жители Древней Греции, выслушав речь очередного оратора, соглашались: “Он хорошо говорил”. Однако лишь после того, как перед ними выступил Демосфен, они с криками “Вперед!” ринулись туда, куда он их призывал.
Как научиться говорить и убеждать? Все начинается с основ — с умения заручиться поддержкой окружающих, умения слушать и ставить интересы других выше собственных. Мы рассмотрим эти вопросы в последующих разделах.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.