Способность находить сходство в разных, на первый взгляд, ситуациях

Одно из обычных свойств интеллекта — это способность видеть аналогии. Вспомните подобные упражнения еще с тех времен, когда вы проходили академический тест на проверку способностей в школе. Например, подбор парных слов по аналогии: черное — белое, зло — ...? У лидеров умение сопоставлять выражается в способности использовать предыдущий опыт, находить аналогии, которые могут помочь в решении проблемы, даже если связь между ситуациями малозаметна.

В повседневной жизни вы часто выступаете в роли лидера, даже не осознавая этого, и такой опыт можно использовать как аналогию для понимания более сложных проблем. Люди называют это здравым смыслом. Вот пример, который объяснит, что мы имеем в виду: если вы когда-либо были организатором свадебной церемонии, а сегодня ваш начальник поручил вам спланировать встречу важной делегации, вспомните свой опыт организации свадьбы и используйте его, чтобы встреча прошла успешно. Если вам поручили возглавить спецгруппу для решения какого-либо конкретного вопроса, а вы когда-то были тренером детской футбольной команды, помните, что сегодня члены группы ждут от вас того же, что и футболисты пару лет назад. Различные роли в лидерстве мы обсудим в главе 4.
Умение находить различия в похожих, на первый взгляд, ситуациях
Различия между ситуациями можно найти так же, как и сходства, а хороший лидер умеет подчеркнуть различия, несмотря на имеющееся сходство. Например, у людей и шимпанзе свыше 98% ДНК одинаковы, однако нам не придет в голову сделать обезьяну ответственной за запуск ракеты на Луну. И наоборот, более 99,999% ДНК одинаковы у всех людей, но именно эти минимальные различия в ее структуре придают каждому из нас индивидуальность и образуют ту глубочайшую бездну, которая отличает людей друг от друга. То же самое касается и ситуаций: все ситуации, с которыми вы сталкиваетесь, одинаковы... и в то же время они разные.
Бакминстер Фаллер, великий инженер и мыслитель, однажды сказал: “Единство — это собирательное понятие, состоящее, как минимум, из двух”. Люди попадают в схожие ситуации. Вы можете совершать какой-то процесс тысячу раз, но в момент, когда начнете относиться к нему, как к рутине, что-то изменится и работа пойдет насмарку. Например, кардиохирург, сделавший тысячи операций по шунтированию сердца, начинает работать практически на автопилоте. Но вполне возможна ситуация, что у тысяча первого его пациента сердце окажется в нестандартном положении и, если врач вовремя не заметит разницы, может случиться непоправимое.

Хороший лидер понимает, что редко ситуации совпадают полностью, поэтому он всегда вводит небольшие поправки и не повторяет свои действия “один к одному”, как в предыдущих аналогичных ситуациях, лишь на том основании, что “тогда это отлично сработало”.

В 1992 году небольшая сеть закусочных Rally’s, работающая в средне-западных и южных штатах, начала расширение в масштабе всей страны. Чтобы привлечь будущих клиентов, Rally’s должна была подчеркнуть отличие предлагаемых ею гамбургеров от изделий двух других крупных компаний. Эд Маккейб, высококлассный специалист по рекламе, проанализировал рынок экспресс-закусочных и приступил к работе. В блестящей серии рекламных роликов он сделал акцент на различиях между простым и недорогим меню Rally’s и сложными и дорогими блюдами, предлагаемыми McDonald’s и Burger King. Это стимулировало взлет ее продаж до более чем 5% общего рынка гамбургеров. Рекламная кампания Rally’s вынудила McDonald’s и Burger King начать ценовую войну, оказавшуюся, в конце концов, губительной для Rally’s, не справившейся с убытками.
В этом примере лидерства важен не окончательный результат, а способность найти весомые различия, давшие компании шанс, пусть даже временный.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.