Как влиять на других. Сила социального капитала.

В главе 6 мы уже говорили о том, что другие люди могут мотивировать нас довольно существенным образом. Здесь же мы хотим познакомить вас со вторым из двух социальных источников влияния — социальной способностью. Как справедливо заметили в свое время The Beatles, мы с гораздо большей ве­роятностью можем добиться успеха, получая "небольшую помощь своих друзей". Эти друзья открывают нам доступ к их сознанию, дают нам силу их рук и даже позволяют пользоваться многими другими их персональными ресурсами. В принципе, они обеспечивают нас социальным капиталом. По сути, с небольшой помощью своих друзей мы можем выработать гораздо более мощную силу, чем та, которую дает сумма наших индивидуальных усилий. Между тем мы можем делать это, только когда знаем, как правильно использовать социальный капитал — глубинную силу важной сети отношений. Надо ли говорить, что д-р Юнус использовал эту силу ничуть не хуже любого из ныне живущих?
Причины, по которым Таника сумела разработать успешный бизнес-план, объясняет популярный современный автор Джеймс Шуровьески. Он первым предположил, что идея, высказанная им в книге Мудрость толпы, до того витала в воздухе довольно долгое время. В самом первом своем предложении Шуровьески указывает на британского ученого Френсиса Галтона, использовавшего в работе методы статистики. С их помощью Галтон демонстрировал, что группы, состоящие из людей любого уровня интеллекта, часто действуют эффективнее любого отдельного человека.
Был проведен такой эксперимент: 787 местным жителям, посетившим крупное животноводческое хозяйство, предложили угадать, сколько весил уже забитый и разделанный бык. При этом Галтон вычислил, что большинство людей называли вес в 543 кг. На самом деле бык весил 543 кг и 400 г. И хотя в общей своей массе группа называла неточные цифры, очень многие ответы были почти правильными. Вывод, который сделал из этого Шуровьески, звучал так: "При подходящих обстоятельствах группы бывают удивительно умны, часто даже умнее, чем самые мудрые их отдельные представители".
Между тем задолго до того, как Шуровьески популяризировал идею, что группы могут действовать лучше, чем самые мудрые люди, д-р Юнус использовал ее в своих микрокредитных фирмах. Вспомните пятерых индийских домохозяек, никогда ранее не работавших, которые напряженно искали способы развития бизнеса Таники. Ни одна из них не предложила сразу готового плана, однако, обыграв предложения друг друга, они вместе разработали довольно успешную методику. Они смогли сделать это потому, что не просто объединили свою неграмотность, а изобрели товары и услуги, которые будут продаваться в их собственной деревне. А ведь все они хорошо знали свою деревню.
КОГДА И КАК ИНВЕСТИРОВАТЬ В СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Иногда то, что глубокие перемены в поведении потребуют помощи ок­ружающих, является очевидным. Вспомните, например, как д-р Дон Бервик и его команда хотели спасти 100 тыс. пациентов от случайной смерти в американских больницах. Было совершенно ясно, что им необходимо подключить к этому делу докторов, медсестер, администраторов, хозяйственных работников и т.д. То же самое можно сказать и о работе д-ра Мими Зильберт с бывшими преступниками и асоциальными типами. Она не просто полагается на помощь внутренней "деревни"; она сама активно создает такую "деревню" с необходимой культурной средой.
Иногда же то, что ваша стратегия перемен требует участия кого-то еще, кроме вас, может быть не так очевидно. Например, вы можете думать, что четкое соблюдение диеты — всего лишь вопрос воли конкретного человека. Конечно, в отдельные моменты, когда вы выбираете между хорошо пропеченным яблочным пирогом и яблоком, все зависит от вас самих. Однако вы бы ошиблись, предположив, что только от вас. Хотя все ключевые особенности поведения задействуются отдельными людьми и зачастую приватно, группа поддержки бывает очень полезна. Временами она оказывает на перемены просто огромное влияние, меняя их до неузнаваемости.
К примеру, вспомните, как д-р Виват добился успеха во влиянии на работниц сексуальных услуг, которые обычно не решались возражать пьяным клиентам, требовавшим секса без презерватива. Как мы вскоре увидим, хотя проститутки оставались в эти минуты наедине с клиентом, влияние других людей нашло способ помочь им успешно справиться с проблемой. Опытные мастера влияния всегда думают о способах предоставить людям достаточную социальную поддержку для достижения успеха в критических ситуациях.
Итак, когда именно вам нужно начинать создание социального капитала, чтобы благополучно внедрить особо важные и сложные перемены?



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.