Как влиять на других. Выводите на первый план человеческий фактор.

Давайте-ка на минутку остановимся и определим, где мы сейчас находимся. Мы пытаемся найти способ сделать хорошее поведение внутренне приятным, а плохое — неприятным. Чтобы этого добиться, мы ищем возможности подключиться к основным ценностям и моральным критериям каждого человека. Мы хотим использовать их как средство превращения некоего противного поведения в такое, что приносит удовлетворение.
А сейчас давайте обратим наше внимание на обратную сторону этой проблемы. Люди часто делают плохие вещи — скажем, обижают других — и при этом их вовсе не мучают угрызения совести. И когда мы говорим обижают, то имеем в виду самое широкое значение этого слова. Ведь, кроме совершения преступлений, оно включает в себя игнорирование законных прав потребителей, сокращение штатов и лишение людей средств к существованию. Это и интриги против коллег, и парковка машины на месте, предназначенном для инвалидов, потому что оно ближе к магазину.
Как же люди могут так легко отделять свое поведение от вызванных им негативных последствий? И что могут сделать мастера влияния, чтобы помочь восстановить эту связь и вернуть способность относиться к другим людям уважительно и благородно?
Прежде всего мы должны понять, как человек может абсолютно невозмутимо обижать других. Механизм, позволяющий людям совершать дурные поступки, причем абсолютно безнаказанно, на самом деле довольно прост. Когда мы видим в других меньше человеческих качеств или не уважаем их, нам становится проще простого не контролировать свои действия по отношению к ним. Мы добры к хорошим людям, а плохие получают то, что они, по нашему мнению, заслужили.
Альберт Бандура проверил это предположение путем эксперимента, по­казавшего, какой хитрой и коварной бывает способность к дегуманизации. Он задал себе вопрос: "Может ли ярлык из одного слова, умаляющий человеческие качества жертвы, сделать хороших людей жестокими?". Эксперимент знаменитого психолога состоял в следующем.
Бандура сообщил испытуемым о том, что они должны помочь в обучении студентов колледжа, расположенного по соседству. Для этого при каждой до­пущенной студентами ошибке в том или ином задании их нужно бить током. Электрошоковый пульт имел 10 уровней напряжения, которые можно было пройти постепенно за 10 попыток. Перед самым началом задания было устроено так, что объекты исследования "подслушали" разговор ассистента с эк­спериментатором. Каждый услышал, как ассистент произносил одну из трех следующих фраз.
Нейтральная: "Пришли студенты из колледжа".
Гуманная: "Пришли студенты из колледжа. На вид они довольно милые".
Негуманная: "Пришли студенты из колледжа. С виду просто животные".
Начиная с этого момента, Бандура совершенно не заставлял участников эксперимента использовать электрошок. Принятие решение было полностью в их власти. И вот что оказалось: люди, которые представляли студентов в неприятном обличье, с каждым новым заданием били их все более сильными разрядами тока. Они наказывали их значительно суровее по сравнению со своими коллегами, услышавшими нейтральную фразу. Те же, кто услышал хорошую фразу о студентах, били их минимальными разрядами.
Как видите, ярлыка из одного слова было достаточно, чтобы хорошие люди превратились в жестоких.
Давайте также вспомним д-ра Дона Бервика, инициатора кампании по спасению 100 тыс. жизней, проводимой Институтом улучшения медицинского обслуживания. Он установил еще один способ, следуя которому, мы регулярно относимся к людям и их обстоятельствам бесчеловечно. Это происходит путем превращения живых людей в холодные и сухие цифры. Бервик объясняет, как некоторые руководители медицинских учреждений могут преуменьшать проблему безопасности пациентов, сами того не замечая. Это происходит потому, что они дегуманизируют проблему.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.