V съезд российского психологического общества. Заключение.

Отмеченная новизна отражает целый ряд процессов, происходящих в психологической науке на современном этапе. Прежде всего, необходимо отметить ее обращение к актуальным социально значимым проблемам. Об этом свидетельствуют новые предметы и объекты, сопряженные с такими острыми социальными проблемами, как проблемы терроризма и экстремизма, наркомании и алкоголизма. К актуальным можно также отнести новую проблематику интернета и телекоммуникаций и ряд других.

Интересно и то, что сквозным, междисциплинарным предметом изучения на настоящем этапе стали время, возраст (субъективное время, субъективный возраст, временная перспектива) и связанные с ними разные виды взросления и зрелости личности и группы. К их изучению обращались в когнитивной психологии, психологии развития и акмеологии, психологии регуляции и саморегуляции, психологии нравственности, психологии труда, исторической и социальной психологии, психологии экстремальных видов деятельности, юридической психологии, психодиагностике, экзистенциальной психологии и др. По-видимому, современная психология, как и современный человек, переживают индивидуальные и социальные изменения, которые происходят со временем в личном и общественном плане, что обуславливает шаги в сторону осмысления и изучения этих процессов.

Среди научных направлений V-го съезда РПО можно выделить те, в работе которых была наиболее представлена связь с практической проблематикой. Критерием для выделения таких направлений выступает их итоговая программа, в которой значительное место было уделено дополнительным мероприятиям, имеющим практическую направленность, связанную, как с актуальными социальными вопросами, так и проблемами развития самой отрасли, ее возможностями отвечать на различные практические запросы и вызовы.

В направлении «Психология здоровья и клиническая психология» были организованы круглые столы по таким вопросам, как профессиональная подготовка и профессиональный статус клинического психолога на современном этапе, алкоголизм, наркомания и другие формы зависимого поведения, методологические и организационные аспекты проблемной ситуации в диагностике нарушений психического развития, исследовательские и организационные модели психопрофилактики (кстати если вам нужен реферат на заказ по одной из этих тематик, - вы можете заказать его на сайте bibliofond.ru). Проблема психологического сопровождения процессов овладения медицинской профессией обсуждалась также на круглом столе по направлению «Психология образования. Новые стандарты психологического образования». Вопросы оказания психологической помощи населению обсуждались на круглом столе направления «Психологическая практика», проводившемся совместно с Московской службой психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

На круглых столах, организованных в рамках направления «Психология современной семьи», рассматривались вопросы семей и детей группы риска, а также деятельности и профессиональной подготовки семейного психолога. Совместно с направлением «Психогенетика» был организован круглый стол, посвященный изучению индивидуальных различий в семье. Проблемы семьи и детства обсуждались также на круглых столах и других направлений. Так в «Психологии общения» были затронуты вопросы защиты детей и молодежи от негативного воздействия СМИ, а на круглом столе направления «Психология развития и акмеология» рассматривалась проблема профессиональной подготовки в области перинатальной психологии.

По направлениям «Психология и религия» и «Этическая психология и психология нравственности» дискутировались актуальные вопросы взаимодействия психологии и религии, в том числе по содержанию предмета нравственно-этической психологии.

О взаимоотношениях человека, города и природной среды говорилось на мероприятии нового направления «Психология современного мегаполиса».

На круглых столах направлений «Социальная и политическая психология» и «Культурно-деятельностная парадигма конструктивизма» была затронута глубокая социальная проблематика, связанная с конфликтом и согласием в социально-психологическом пространстве, а также с толерантностью и управлением рисками ксенофобии в современном обществе.

По направлению «Организационная психология» были проведены круглые столы, посвященные широкому спектру вопросов бизнеса и профессиональной подготовки. А именно: управление персоналом, подготовка и сертификация специалистов этой отрасли, актуальные и перспективные проблемы взаимодействия современной организационной психологии и отечественных руководителей и собственников.

На фоне возрастания общего интереса к проблемам масс-медиа и Интернета заметно прозвучали темы круглых столов по направлению «Психология речи», которые были посвящены проблемам развития чтения.

В завершении этого анализа можно представить круглый стол, состоявшийся по направлению «История и методология психологии», направленный на осмысление на новом этапе проблем взаимодействия теоретико-экспериментальных исследований и практики в психологии.

Анализ научной программы съезда позволяет увидеть перспективы психологии: на основе целого ряда научных критериев можно сделать вывод о том, что психологическая наука продолжает активно развиваться. Выше об этом уже говорилось в связи с новыми научными направлениями. К критериям развития психологической науки можно отнести, в том числе, явление дифференциации/интеграции научных направлений и отраслей - ряд психологических направлений характеризуются тенденцией размежевания, конкретизации и детализации объектов и предметов изучения. Ряд направлений, напротив, демонстрирует сближение проблематики, частичное пересечение предметных и проблемных полей исследования.

Примерами процессов дифференциации научных направлений и отраслей в современной психологии могут служить:

«Педагогическая психология», которая разделилась на два направления -«Педагогическую психологию» и «Психолого-педагогические проблемы в образовании». Дополнительно было представлено также направление «Психология образования. Новые стандарты психологического образования».

«Психология способностей» представлена несколькими направлениями: «Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества», «Развитие способностей в учебной и профе-сиональной деятельности».

V съезд российского психологического общества. Заключение.

Примерами процессов интеграции являются:

  • - междисциплинарный круглый стол «Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики»;
  • - совместные мероприятия по научным направлениям «Психология современной семьи» и «Психогенетика»;
  • - совместный круглый стол по направлениям «Психология образования» и «Психология здоровья и клиническая психология»;
  • - междисциплинарный круглый стол по проблемам интеллектуальной собственности.

Проведенный анализ научной программы V съезда РПО позволяет показать исторический срез современной отечественной психологии, ее заделы и перспективы как отрасли науки, а также глубокую включенность психологии в разработку общественной проблематики, ее потенциал в решении самых разнообразных социально значимых задач.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.