Новые предметы и объекты психологии, обсуждаемые на съезде

Анализ материалов, и прежде всего публикаций съезда, позволил назвать новые предметы и объекты, к которым обращались участники психологического сообщества в своих исследованиях, и которые отражают тенденции, наблюдаемые как в конкретных направлениях, так и в психологической науке в целом. Степень новизны при этом может оцениваться по-разному.

По направлению «История и методология психологии» можно назвать такие предметы, как эмпатия, детская ложь, ядро коллектива, гениальность, образ жизни.

По направлению «Психология и психосемантика сознания» - осознание, предпочтение, время. По «Психологии речи» начато изучение такого нового предмета, как кинодискурс.

По направлению «Психология развития» исследователи обращались к таким объектам исследования, как люди пожилого возраста, супружеские пары, подростки как пользователи интернета, дети-аутисты. Изучались новые предметы как, например: имя человека, партнерские отношения, изобразительный замысел, совместная регуляция поведения, отражение времени, социальная субъектность женщин в зрелом возрасте, когнитивный возраст и т.д. В «Акмеологии» обозначился новый подход к разработке научных проблем - этноакмеология.

По направлению «Психология личности и индивидуальности» можно выделить следующие новые предметы исследования: жизненный сценарий, взрослость, совесть, честолюбие, праздник, психологическое насилие, сексуальное поведение, самоописание, отношение к смерти, личность террориста, медиаповедение личности, жизнестойкость, самопредъявление гендера, гражданская идентичность, стремления человека, временная перспектива, «угроза Я», сексуальная идентичность, компенсация личности, экзистенциальная исполненность.

В направлении «Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества» обозначились такие предметы изучения, как художественная одаренность, психологические барьеры инновационного развития, интеллектуальная компетентность, концептуальная структура и т.д.

В направлении «Психология регуляции и саморегуляции» среди новых предметов исследования можно назвать образ психического состояния и юмор.

В работах по направлению «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - такие предметы, как реорганизационный шок, профессиональная идентичность, карьерная ориентация, представление о профессиональном пространстве, личностное здоровье профессионала, творческий возраст. Новыми объектами изучения выступили - замещающие родители, сотрудники ГИБДД, безработные.

По направлению «Организационная психология» такими объектами были -бизнес-тренер, виртуальные организации, а предметами - гостеприимство, нормативная девиация персонала, психологический капитал сотрудника, лояльность персонала.

По направлению «Экономическая психология. Психология предпринимательства. Психология рекламы» среди относительно новых предметов изучения можно выделить отношение к взятке, имидж денег, экономическую активность.

По направлению «Этическая психология и психология нравственности» новыми предметами можно считать зависть и справедливость, нравственное самоопределение и альтруистический выбор.

В направлении «Социальная и политическая» психология появился широкий спектр новых предметов изучения: представление о враге и друге, деструктивное лидерство, понятие «современный мир», тайм-стратегии, представление о счастье, формирование слухов, феномен чайлдфри, психологическая культура, социально-психологическое пространство, эйджистские стереотипы, сексуальность как социально-психологический феномен, временная компетентность, медиавоздействие, толерантность к неопределенности, социальный капитал, зрелость группы, лукизм, самоограничение, закономерности любви в жизненном цикле человека, виртуальная коммуникация, экологические ценности.

В направлении «Этническая и культурная психология» изучались такие новые объекты, как супруги в биэтническом браке, биэтническая семья и участники буллинг-поведения. Новыми предметами исследования по этому направлению можно назвать следующие: межэтническое восприятие, этнопсихологический субъект, этнотравма, межкультурная компетентность.

По направлению «Психология безопасности и военная психология» можно выделить новый предмет исследования - биосоциальную природу безопасности. По «Психологии экстремальных видов деятельности» появился новый объект изучения - футбольные хулиганы.

В направлении «Юридическая психология и психология правоохранительной деятельности» также выделились новые объекты - материалы экстремистского содержания, террористы-смертники, и новый предмет исследования - возраст как феномен и категория юридической психологии.

В направлении «Психология здоровья и клиническая психология» обозначились следующие новые предметы изучения: интернет-зависимость, отношение к психически больным, индивидуальная концепция внешности.

В направлении «Психология современной семьи» обозначились такие новые предметы, как: семейная история, межпоколенное взаимодействие, структура родительских установок, и новый объект - замещающие родители.

По направлению «Современные программы, методы и методики в научно-исследовательской и прикладной психологии» изучался новый объект - блоги (интернет-дневники) и такой предмет, как инновационный потенциал профессионала. Работы участников направления были также посвящены новым методам - интернет-тестированию, качественным исследованиям, нетнографии.

В направлении «Психологическая практика» исследователи обратились к интернет-технологиям в консультировании.

По направлению «Зоопсихология и сравнительная психология» изучались невербальные способы коммуникации у людей и животных.

В новом направлении «Психология современного мегаполиса» можно выделить следующие предметы исследования: визуальная культура, отцовская депривация, экологическое поведение, восприятие, представления, установки по отношению к образам городской среды (архитектуры) и новый объект - абитуриенты из моноэтнических регионов.

В направлении «Психодиагностика» могут быть названы такие новые предметы изучения, как диагностика перфекционизма и временной перспективы.

В направлении «Развитие способностей в учебной и профессиональной деятельности» в качестве новых предметов выступают абнотивность педагога и духовные способности.

В направлении «Психология и религия» такими предметами были религиозный экстремизм (в молодежной среде Северного Кавказа), духовные потребности, духовные мотивы, состояние совести, профессионально важные качества пастыря.

В «Экзистенциальной психологии», новом направлени этого съезда, выделяются такие предметы, как экзистенциальные ресурсы, самоценность, ограниченность во времени, событие, событийность, экзистенциальный опыт,

онтологическая уверенность, самоинтерпретация.

По направлению «Психология общения» новыми предметами изучения стали: приватное общение, медиакоммуникация, язык СМИ, идентификационный резонанс в процессе восприятия телепрограмм и виртуальная коммуникация.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.