Я – обезьяна. Но могу стать человеком

Я – обезьяна. Но могу стать человеком

Фридрих Ницше назвал одну из самых известных своих книг «Человеческое, слишком человеческое». Великий философ попытался разложить по полочкам, почему люди поступают именно так, а не иначе. На самом деле этой книге больше подошло бы название «Животное, слишком животное». Что такое человек? Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Почему детей учат быть добрыми и гуманными, а когда они выходят во взрослый мир, им приходится учиться выживать в «джунглях»?


Значит ли это, что родители говорили нам неправду? Конечно же, нет. Просто они учили нас человечности, но общество все еще живет по законам животного мира, что неоднократно было доказано исследованиями коллективного разума и поведения толпы. Человечество искренне пытается изобрести другие законы, и определенные успехи налицо. Мы не мочимся на здание музея и не бьем прохожего, чтобы отобрать его куртку. Но силы все еще неравны...


Сергей ЛЯМЕЦ 


Давайте посмотрим на вещи трезво. Нормы морали, которые отличают человека от животного, существуют уже несколько десятков тысяч лет. По свидетельству антропологов, Иерихон является самым древним городом: ему всего 10 тысяч лет. Интересно, а как люди жили до этого?


Известно, что интеллектуальная функция отнюдь не присуща человеку от рождения и является результатом воспитания. Если ребенок вырос среди животных, он вообще не умеет мыслить. В одном школьном классе сосуществуют и отличники, и двоечники. В современном мире умственным трудом заняты от силы 15–20% населения, причем интеллектуалами в полном смысле этого слова являются не более половины из них. Есть еще одна небольшая прослойка общества, которая составляет примерно 3–5%. Назовем этих людей эстетами, потому что они уделяют повышенное внимание эмоциям и тонким переживаниям. Это музыканты, художники, театралы, мистики и поэты.


Интеллект и чувства всех остальных людей развиты весьма посредственно. Да, они умеют говорить и смеяться, даже любят музыку и живопись. Но если жизнь человека посвящена удовлетворению базовых потребностей, он недалеко ушел от той обезьяны, которой остается по факту эволюции.


В отличие от сравнительно молодого интеллекта возраст разума «животного внутри нас» исчисляется миллионами лет. Может, он и не заметен в обычных условиях жизни, но невероятно силен, потому что «пропечатан» в генах. Итак, главный вывод: инстинкты определяют наше поведение.


Почва наших желаний


Долгие века ученые и философы спорили: человек – это животное в благородном обличии или венец творения природы? Сторонники первой теории утверждали, что голос дикой природы невозможно заглушить никаким воспитанием, поэтому инстинкты рано или поздно возьмут свое. Их оппоненты возражали, что изначально человек – чистое и светлое существо, но общество вынуждает его стать жестоким и бороться за выживание.


Многочисленные религии свысока смотрели на этот спор. Они исходили из постулата, что в каждом человеке уживается и животное начало, и человеческое. Более того, есть и третий «этаж» – божественное начало, или зачатки души. Уже в начале XX века наука пришла к сходным выводам. Конечно, ученым не удалось обнаружить, душу, но сосуществование животного и человека внутри каждого из нас было принято за основу антропологического знания.


Это взаимодействие нельзя назвать мирным. Оно скорее напоминает вечное противостояние двух государств, каждое из которых претендует быть не столько главным, сколько единственным. Почему так происходит? Судите сами.


Наш внутренний человек опирается на разум, который является результатом воспитания. По мере взросления ребенок хочет стать космонавтом, ведет себя «правильно» и делает еще множество вещей, не свойственных ему от рождения. У него есть свои желания, которые он навязывает «животному в себе». И, конечно, чаще всего это вызывает резкое отторжение.


Животное внутри нас опирается на инстинкты, то есть на то, с чем человек рождается и с чем он не может не считаться. Это словно операционная система в компьютере: какие бы программы мы ни устанавливали, основой будет Windows или Linux.


Зигмунд Фрейд подметил, что инстинкты проявляются в виде желаний. Причем источник желания внешне не заметен: человеку вдруг «захотелось» что-то сделать. Известный биолог Жан Батист Ламарк считал, что инстинкт – это влечение, которое определяется потребностями и побуждает нас к выполнению действий безо всякого участия мысли.


Сиддхартха Гаутама Будда, который жил за много веков до этих мыслителей, утверждал, что и человеческие, и животные желания являются источником страданий человека, поскольку невозможно удовлетворить их полностью. Будда советовал «отсекать» желания и находить удовлетворение в достигнутой безмятежности, то есть в божественной природе человека.


Впрочем, в ХХ веке другой великий мистик – Ошо – предложил совершенно противоположный подход. Он призвал человека жить радостно и в свое удовольствие, подобно литературному персонажу Зорбе. Лишь удовлетворив свои желания, человек сможет с таким же энтузиазмом искать своего Будду.


Если просветление не входит в ваши планы, старайтесь удовлетворить прежде всего те свои желания, которые продиктованы инстинктами. Иначе вы рискуете стать одиноким гением или несчастным виртуозом. История изобилует случаями, когда опрометчивый отрыв от своей животной природы давал человеку славу и признание, но при этом он чувствовал себя глубоко несчастным.


К чему стремятся инстинкты


Фрейд выделил два базовых человеческих интереса: первый – это стремление к агрессии и смерти, а второй – к сексу и любви. Ошо говорил о трех ключевых интересах «животного внутри нас»: секс, деньги и власть.


Его выводы были подтверждены советскими психологами: они отмечали стремление человека обрести как можно более высокий ранг в обществе, который автоматически дает преимущество в размножении. Важнейшими атрибутами привилегированного положения являются деньги и власть. Чем богаче самец и чем увереннее он себя ведет, тем больше у него шансов привлечь как можно больше плодовитых самок для продолжения рода.


Классик социальной психологии Абрахам Маслоу считал, что люди способны преодолевать свои инстинкты. Но в то же время он создал наглядную иллюстрацию того, насколько это сложно. Посредством своей знаменитой пирамиды потребностей Маслоу доказал, что перед тем как заняться творчеством и поиском своего места в жизни, человек стремится реализовать базовые потребности.


9 апреля 2013 21:28
Советская психология, как наука, была не так уж примитивна и полностью пропитана идеологией, как это принято сейчас считать.


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.