Туроператор по Мексике - http://metmexico.com/

Эрих Фромм: человек веры

Человек есть центр и цель своей жизни... Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других, якобы высших целей…
Э. Фромм
Эрих Фромм: человек веры
Имя немецкого социального психолога и социолога Эриха Фромма стоит особняком в ряду имен выдающихся мыслителей XX века – времени расцвета и бурного роста психологической науки и практики. Он известен человечеству не только как ученый-психолог, но и как гуманист, философ и политик, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Сегодня мы знаем не так много психологов, чьи идеи пользовались бы такой широкой популярностью во всем мире, какой достиг Фромм.


Павел СУХАРЕВ


Ровесник века


Эрих Зелигманн Фромм родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года, на рубеже веков и на заре новой эры, которая была ознаменована расцветом интереснейшей науки – психологии. Символично, что именно в этом году вышла в свет самая известная книга всех времен в области психологии – «Толкование сновидений» З. Фрейда.


Отец и мать Эриха, Нафтали и Роза Фромм, вели свое происхождение из семей потомственных раввинов, эмигрировавших в начале XX века из бывшей Российской империи в Германию. Несмотря на то, что Нафтали не пошел по стопам своих предков (он посвятил себя виноделию и торговле), в своей семье он сохранял и поддерживал ортодоксальные религиозные традиции. Возможно, именно поэтому юный Эрих мечтал посвятить свою жизнь изучению и проповедованию идей иудаизма: этому способствовал весь уклад жизни в родительском доме.


Воспитание в интеллигентной и религиозной атмосфере наложило отпечаток на мировоззрение Эриха Фромма: основное место в его работах всегда занимали этические вопросы.


Деньги – не главное


Эрих был единственным ребенком в семье, а потому – немного избалованным мальчиком. Примером для юного Фромма были его ученые деды–раввины. Возможно, именно поэтому ему не нравилось занятие его отца, который был вынужден зарабатывать на жизнь таким «неинтересным» делом, как виноделие.


Уже в почтенном возрасте Эрих Фромм рассказывал историю жизни своего прадеда, уважаемого раввина, которого все запомнили как человека, постоянно читавшего Талмуд. Когда в его маленькую лавку заходил покупатель, он с трудом отрывался от книги и недовольно спрашивал: «Что, другой лавки не нашлось?» Соответствовало ли это действительности или это была просто милая семейная легенда, достоверно неизвестно. Как бы то ни было, Фромм всегда ориентировался на традиции своих предков: например, он предпочитал работать только после обеда (это касалось и занятий психотерапевтической практикой). Таким образом, он придерживался неписаного правила о том, что утро предназначено для творчества и чтения литературы: научной, философской и религиозной (иудейской, христианской, исламской, буддистской). В связи с этим психолог признавался: «У меня всегда было чувство: утро принадлежит мысли, а не заработку… Я чувствую себя чужим в мире, целью которого является заработать как можно больше денег. Именно это я всегда ощущал как извращение».



От религии к марксизму


Эрих учился в еврейской школе Франкфурта. Наряду с общеобразовательными дисциплинами он изучал основы вероучения и религиозные традиции. Окончив школу в 1918 году, после недолгих колебаний он остановил свой выбор на изучении права. Но вскоре Фромм решил, что карьера юриста и адвоката его определенно не устраивает, после чего продолжил обучение в Гейдельбергском университете. В качестве предметов специализации он избрал социологию, психологию и философию.


В 22 года Эрих защитил докторскую диссертацию, а уже через три года открыл частную практику. Она давала ему не только заработок, но и возможность общения с пациентами, а следовательно, – богатейший материал для детального научного анализа.


В это время Фромм отошел от тесных рамок ортодоксальной религии и всерьез увлекся философскими вопросами построения более справедливого общества. В 20-е годы XX столетия большой популярностью пользовалось учение Карла Маркса. Фромм стал марксистом и в своих работах открыто критиковал капиталистическое общество. Сейчас, спустя почти сто лет, это может казаться странным, но в тот момент для Фромма, убежденного фрейдиста, это был совершенно осознанный и последовательный шаг в развитии его научного мировоззрения.


Так, согласно теории Фрейда, сознание человека формируется его бессознательным, а в соответствии с теорией Маркса «сознание определяется бытием». Получается, что задача психолога, по Фрейду – «вскрыть» бессознательное человека: это необходимое условие успешной психотерапии. Фромм был уверен в том, что такое же важное условие излечения души человека от различных недугов – это значительное повышение качества общественной жизни.


Эрих Фромм оставался социалистом до конца жизни. Более того, в шестидесятилетнем возрасте он был привлечен Социалистической партией США к работе по написанию программы партии, и остался известен как автор распространенного ныне понятия «общество потребления» (термин, который описывает состояние современного общества).


Искусство любить: теория


Как и многие представители творческой интеллигенции, в 1933 году Эрих Фромм эмигрировал из предвоенной Германии, которая в то время была центром мировой психологии, в Швейцарию, а затем – в США. До этого он успел поработать в Институте Социальных Исследований во Франкфурте, где впервые на научной основе было проведено исследование состояние общественного мнения. Так, в 1931 году на основании результатов анкетирования, проведенного Фроммом, был сделан вывод о возможности прихода к власти Адольфа Гитлера.


Во время Второй Мировой войны Фромм преподавал в Колумбийском университете, а после стал основателем Института Психиатрии в Нью-Йорке. Затем более пятнадцати лет он занимался научной и преподавательской деятельностью в Мексике. Все это время объектами исследования Эриха Фромма были психология личности, смысл жизни человека и нормы его взаимодействия с обществом. Неофрейдизм, буддизм, матрицентризм (поклонение женскому началу) – основные социально-философские идеи Фромма.


Любовь – самое популярное слово в работах Фромма: он был твердо уверен в том, что это главная потребность человека. Ученый понимал любовь в самом широком смысле этого понятия: особое внимание он уделял изучению любви между родителями и детьми, эротической любви, любви человека к Богу и своему «Я».


Искусство любить: практика


Истории известно немало случаев, когда психоаналитики женились на своих пациентках. В случае с Фроммом все произошло наоборот: в 26 лет он женился на своем первом аналитике Фриде Райхманн, которая была на десять лет его старше. Она была основательницей психоаналитического общества «Торапойтикум», которое посещал Эрих. В браке они прожили всего четыре года, но это не помешало им навсегда остаться друзьями.


После этого Фромм долгое время общался с Карен Хорни, которая вела психоаналитические курсы в Нью-Йорке, но до брака дело так и не дошло. Во второй раз он женился на фотокорреспонденте Хенни Гурланд (ее интерес к религии и мистике склонил Фромма к изучению дзэн-буддизма). Супруги переехали в Мехико, где Фромм начал работать в Национальном независимом университете и организовал психоаналитическую кафедру в медицинской школе. После смерти жены в 1952 году он остался жить в Мехико и женился в третий раз: его супругой стала Аннис Фримен.


С 1957 по 1970 год он занимал должность профессора психологии в университете штата Мичиган, а с 1962 по 1970 год – адьюнкт-профессора в университете Нью-Йорка. В 1968 году Фромм перенес инфаркт и вынужден был снизить темп работы.


В 1974 году супруги переехали в Швейцарию. Здесь знаменитый психолог опубликовал несколько новых работ и регулярно выступал с лекциями и докладами. Спустя шесть лет, 18 марта 1980 года, Эрих Фромм ушел из жизни, не дожив буквально несколько дней до своего 80-летнего юбилея.


Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями.
Э. Фромм

Несчастная судьба многих людей – следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.