Контроль уровней иностранных знаний учеников начальной школы

Анализ исследований

Анализ литературы выявил, что формам контроля уровней иностранных знаний учащихся посвящено большое количество как отечественных так и зарубежных исследований. Так о контроле над усвоением учебного материала работали Н. Бобков, Л. Денисова, М. Касьяненко и другие. Над работами по проверке и оценке знаний и умений учащихся работали Д. Армутлицька, Д. Горбатов, А. Кобардин и другие. Также формы контроля уровней иностранных знаний учащихся начальной школы рассматривали И. Зязюн, Н. Волкова, А. Котенко, Н. Кузьмина и другие.

Но вопрос форм контроля иностранных знаний учащихся начальной школы недостаточно изучены и совершенствовании и находятся на стадии всестороннего исследования.

Постановка цели исследования

Совершенствование системы педагогического контроля может проводиться в двух основных направлениях. Первое - это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления. Организация эффективной системы педагогического контроля предполагает обязательный переход к процедуре педагогических измерений с использованием различных методов обоснования педагогических оценок, выносимых. При этом оценка выступает как характеристика некоторой абстрактной величины (знание предмета, общественная активность, свойства личности ученика). Второе направление предусматривает использование технических средств в сочетании с тестовой методике.

Итак, целью статьи является исследование, анализ и систематизация форм контроля уровней иностранных знаний учащихся начальной школы; функций контроля в обучении ИЯ, присущие ему качества, виды, объекты, а также средства проведения и критерии оценки контроля.

Изложение основного материала

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции. Контроль входит составной частью в систему обучения иностранным языкам. В отличие от собственно обучения иностранному языку, целью которого является формирование иноязычных речевых навыков и умений, задачей контроля прежде всего является определение и оценка уровня их сформированности. Объектами контроля выступают навыки и умение речи, уровень владения которыми позволяет ученику осуществить иноязычную речевую деятельность. Итак, объектами контроля являются слухо-произносимые, лексические, грамматические навыки (языковая компетенция) и умение осуществлять речевую деятельность в говорении, аудировании, чтении, письме с учетом социокультурных особенностей этих видов речевой деятельности (коммуникативная компетенция).

Как составляющая системы обучения, контроль имеет свои функции, виды, формы, средства. Успешная реализация функций контроля влияет на эффективность как контроля, так и всего процесса обучения.

Выделяют следующие функции контроля в обучении ИЯ: • обратной связи; • оценочная; • учебная; • развивающая; • корректирующая; • стимулирующая; • предупреждающая.

Для того чтобы эти функции успешно реализовались в практике обучения, контроля должны быть присущи такие качества как: • целеустремленность; • репрезентативнисть; • объективность; • систематичность.

В теории и практике в середине школьного обучения наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:

Систематичность контроля реализуется в таких его видах: а) текущий контроль, осуществляемый в ходе изучения конкретной темы для определения уровня сформированности отдельной навыки или умения, качества усвоения определенной порции учебного материала. Например, задача к упражнению на узнавание может быть сформулировано так: - поднимите руку / сигнальную карточку или плесните в ладоши, когда услышите звук [...], длинную / короткую гласную, слово, на которое падает ударение и пр.; - Посчитайте, сколько раз в предложении / римивци / стихи случится звук [...], длинная / короткая гласная слово под ударением и т.п.;

б) рубежный контроль, который проводится после окончания работы над темой, тематическим циклом, в конце четверти, года. Например, упражнения направлены на контроль развития фонематического слуха учащихся, в частности, упражнение на идентификацию звука; учащиеся должны прослушать и идентифицировать звуки: - послушайте слова со звуками [...] и [...]. Каждый раз поднимайте карточку с соответствующим значком или красную карточку для звука [...], зеленую - для звука [...];

в) итоговый контроль, реализуется после завершения соответствующего ступени обучения иностранному языку. Например, можно использовать группы упражнений на узнавание и сравнение орфограмм: - спишите слова, сгруппировав их по орфограмме: Plate, spoon, lake, mistake, look, cake, cool.

Каждый из видов контроля выполняет все функции, присущие контроля, но в зависимости от его вида та или иная функция имеет особое значение и выступает доминирующей.

По форме организации контроль может быть индивидуальным (учитель контролирует каждого ученика непосредственно). Например, прочитай слова по буквам и подсчитай, сколько в слове букв и звуков: ball, child, pioneer, yesterday; фронтним / групповым (учитель контролирует группу учащихся). Чаще всего такой контроль проводят в виде тестов, но для отдельных классов (1-4) варьируются количество вариантов ответов, то есть, для 1-2 класса достаточно два - три варианта ответа, а для 4 класса можно и больше, также ставят "+" и "-".

Например: Инструкция. Выбери слово, что соответствует содержанию предложения. Обведи кружочком букву выбранного варианта ответа. Вербальная ситуация. Alice often ______ animated cartoons on TV. Варианты ответа: A. is watching B. watch C. watches D. watched

По характеру оформления ответы контроль может быть устным (беседа, рассказ ученика, чтение текста) или письменным (самостоятельная и контрольная работы, произведение, перевод, диктант, графическое задание, тест); за использованием родного языка - одноязычным или двуязычным.

Различают также контроль со стороны учителя и контроль со стороны ученика. Контроль со стороны учителя осуществляется во время проведения урока и предполагает прежде коррекцию ошибок ученика. Постоянно на уроке учитель контролирует уровень сформированности соответствующих навыков и умений, и являются соответственно контроль при говорении, аудировании, чтении и письме. Для каждого вида контроля характерны свои виды упражнений. Могут быть представлены следующие примеры: Спишите слова, сгруппировав их по Однозначные допишите слова - рифмы; расположите правильно буквы в словах; используя слоги слов со змейки, составьте как можно больше слов и т.д.

Если происходит контроль письма, можно использовать такое упражнение: - Отгадайте и допишите слова по первой и последней буквами (можно с опорой на рисунки). B_s, l_r, c_d.

Итак, учитель может использовать различные способы контроля в зависимости от того, какую навык он формирует и контролирует.

Контроль со стороны ученика может реализоваться в форме взаимоконтроля, самоконтроля и самокоррекции. Взаимоконтроль может быть организован, например, при работе в парах с индивидуальными карточками, подстановочных таблицами т.д., опыт с целью дальнейшего самостоятельного исправления сделанной им самим ошибки, которая, в определенной мере, была самостоятельно когда один ученик проверяет с помощью ключа выполнения контрольного задания другим учеником.

Например, учитель диктует слова с определенной пройденной теме, ученики записывают в своих тетрадях, затем они обмениваются тетрадями и проверяют слова друг друга. Затем учитель записывает правильные варианты на доске.

Само-контроль - это умственное умение, которое обеспечивает учебную действие сравнения результатов собственного выполнения учебного задания (программы) с содержанием и зовровании внешним оформлением соответствующего (заданного) иноязычного материала. Сравнения осуществляется учеником с опорой на учебный материал и собственно осознания.

Например, ученик записывает слова изученные им по определенной теме (животные, путешествие, в магазине и др..), Таким образом, он проверяет, сколько слов усвоено и правильно написано. Или ученик имеет табличку, состоящий из двух колонок слов: один из них написан украинским, а другой - на английском. Ученик закрывает один столбик рекой и пытается самостоятельно вспомнить перевод, а потом наоборот.

Естественно, что при осуществлении самоконтроля происходит самокоррекция, логически завершает весь цикл иноязычной деятельности. Во самокоррекцией понимают интеллектуальное умение, которое обеспечивает непосредственное исправления самим учеником осознанной ошибки с целью повышения уровня реализации учебно-контрольной деятельности в целом.

Средствами проведения контроля выступают специально подготовленные контрольные задания, которые включают инструкцию по их выполнению и языковой и речевой материал, который изучался учениками. Необходимое условие в подготовке таких задач - инструкция должна побуждать учащихся к реализации именно тех речевых навыков и умений, подлежащих контролю, а языковой и речевой материал контрольных заданий должно охватывать весь тот материал, усвоение которого проверяется.

Качественные и количественные показатели владения учащимися иноязычным общением в различных видах речевой деятельности служат критериями оценки их ответов, полученных во время проведения контроля.

Вывод

Следовательно, контроль является важной составляющей системы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста и органически интегрированным в эту систему, без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Методически правильно организованный контроль способствует развитию памяти, мышления, речи учащихся, систематизирует их знания, своевременно разоблачает просчеты учебного процесса и служит их предотвращению. Контроль полученных знаний, сформированных навыков и умений учащихся способствует демократизации учебного процесса, его интенсификации и дифференциации обучения. Разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.