Цикл статей "Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека"

Категория «состояние» относится к той сфере психических явлений, к которой с одинаковой легкостью апеллируют и ученые, и обычные люди для объяснения особенностей поведения и разнообразия оттенков внутренних переживаний человека в различных ситуациях. Действительно, нет ничего более естественного, чем связать появление ошибок, неадекватных поступков, эмоциональных «взрывов» или же, напротив, неожиданно возникающих ощущений «приподнятости» и хорошо спорящейся работы с возникновением тех или иных состояний — чрезмерного утомления, интенсивного стресса, оптимального рабочего состояния, экстренной мобилизации и др. В то же время для специалистов-психологов действительно трудно дать четкое определение того, что же такое «состояние человека», как его «измерить» и отличить от близких по внешним проявлениям феноменов, обосновать выбор средств психологического воздействия, эффективно работающих на практике. Вместе с тем работа в этой области — чрезвычайно интересное и полезное дело, позволяющее совместить углубленный научный поиск в области «базовых» составляющих психической жизни человека с получением ответов на конкретные эмпирические вопросы.

По-видимому, именно это заставило меня в 1971 г., сразу после окончания факультета по кафедре детской психологии, со свойственным юности безрассудством резко изменить специализацию и по предложению профессора В.П. Зинченко заняться проблемой оценки функциональных состояний человека в операторских видах труда. С тех пор вместе со своими коллегами и учениками я продолжаю работать в этой области, углубляясь в разработку все новых тем и пластов исследования. Безусловно, на логику развития этих работ повлияли идеи и методология научного поиска наших учителей, крупнейших отечественных ученых и уникальных по своим человеческим качествам профессоров — П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединского и других выдающихся психологов, с которыми мы имели счастье непосредственно общаться в процессе обучения на факультете психологии Московского университета. Ценность этого общения в полной мере начинает осознаваться только с годами. В данной статье мне хотелось бы дать общую панораму сформировавшегося на этой основе подхода к изучению состояний работающего человека. Этот подход направлен на обоснование концептуальной базы для создания адекватных методических средств и комплексных технологий оказания психологической помощи профессионалу в реальных условиях деятельности.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.